JAWAold мотоклуб
Клуб любителей старинной чешской мототехники
ГАРАЖ
Магазины запчастей - FAQ - faq-new

Судьба мотоцикла

Почти десять лет Ява и запчасти к ней не поставляются в Россию. Это печально и несправедливо, по крайней мере, по отношению к владельцам старых мотоциклов, которых по оценкам самого производителя насчитывается в нашей стране около 2,5 миллионов. Конечно, в реальности количество мотоциклов значительно меньше, так как многие из них уже "умерли" от старости, а зачастую и от рук своих владельцев - ничего не поделаешь, такова жизнь. Мотоцикл Ява был и остается во многом "игрушкой для детишек". "Детишки" или "пионэры", купив или получив мотоцикл от отца или деда, уезжают его в хлам, красуясь перед друзьями и подругами. Более того, некоторое время назад считалось чуть ли не писком моды не только "задрать" мотоцикл при помощи лома, кувалды и подручных средств (иногда, к счастью, дело ограничивалось удлинением задних аммортизаторов в ущерб устойчивости, управляемости и ресурсу главной передачи), но и обрезать ножовкой переднее крыло так, чтобы оно закрывало лишь нижнюю траверсу вилки и процентов 10 колеса. Грязевым щитком назвать такую "деталь" было уже невозможно, однако аппарат становился немного похож на современные спортбайки. Другой вопрос, что под грязью, летящей из-под переднего колеса на мотоцикл и водителя, зачастую становилось просто невозможным распознать цвет мотоцикла - ну что ж, зато "круто".
Многие рокеры середины восьмидесятых вытаскивали флейты из глушителей, добиваясь оглушительного треска и грохота для устрашения старушек, у которых, в свою очередь, было принято выхватывать сумочки на ходу. На самом деле, те, кто делал это (я имею в виду переделку глушителей) говорили о повышении мощности за счет снижения сопротивления на выпуске. Типа так "спортивней". Возможно и так, только мощность падала, а из труб летели остатки недогоревшего топлива - система выпуска-то рассчитывается и настраивается "на резонанс", сокращая потери от "сквозного" прохождения несгоревшей смеси в выпускные окна... Однако за надсадным ревом потерь не ощущалось, наборот, говорили, что аппарат "попер". И известно почему - нагар в глушителях надо было удалять регулярно...
Жуть в общем... Уверен, что список "доработок" может быть продолжен "более опытными" товарищами, но не хочется надолго останавливаться на этих глупостях.
Значительно интереснее, почему сейчас, в эпоху чопперов и стритфайтеров интерес к Яве не исчезает? Ну Вы же заглянули на этот сайт? Почему?
Вот такие есть варианты:
1. Ностальгия. "Эх, помню, лет в 16 возил свою подружку на отцовской Яве - так мне все пацаны завидовали". Как тут не вспомнить небезызвестный "Сектор Газа", посвятивший Яве песню, своеобразную, правда, но уж какая была. Несмотря на грубоватый текст, многие исторические и технические подробности были соблюдены. Особенно вспоминается фраза "Дал я гари так, что покраснел движок..." Очень художественное описание заклинивания поршня при нарушении правил обкатки. Кстати, вы знаете какие-нибудь песни, освященные, скажем, Уралам, Днепрам, Ижам или Минскам? Ну, да ладно, мы отвлеклись...
2. Мечта детства. Все тоже самое, только встречается реже. Вот автор сайта (Алексей Климов, автор jawa.h1.ru) этим болел лет пятнадцать, не меньше... Однако других таких "больных" не знаю - если есть, то пишите, познакомимся. :-)))
3. Отсутствие средств, необходимых на приобретение более современных аппаратов. Тут все ясно, особенно заметную роль играет тот факт, что произведения отечественного "тяжелого мотоциклостроения" (имеется в виду неуклюжесть и низкое качество конструкций) глаз не радуют, а стоят зачастую дороже подержанной, но живой "четрверки" или "восьмерки" (Явы, конечно, а не "Жигулей").
5. Разумный выбор. Вот это самое интересное! Во-первых, ездовые качества двадцатилетней(!) Явы, приобретенной у "рукастого" хозяина, не уступают качествам нового Ижа или Совы (имеется в виду динамика, плавность хода, управляемость), а зачастую и превосходят их. Во-вторых, давайте посмотрим на "зарубежную" альтернативу, коли российская мотопромышленность пока неторпливо восстает из пепла и мечтает получении зарубежных инвестиций (в общем, нашим не до конструирования):
а) Чопперы. Круто не по-детски. Очень надежно. Стильно. Только съезжать с асфальта нельзя - и вилочки короткоходные, и просвета нет почти, и база как у автомобиля, и тяжело, и грязью весь понтовый хром залепит. В общем - стремно. Вдобавок, на даче в сарае не оставишь - выкрадут вместе с сараем.
б) Спортбайки: многое - также, остальное хуже. Что также: с шоссе ни-ни. Бензин не меньше, чем 95-ый. В грязь не попрешься (помните, про передние крылья? - так вот их почти нет, а зазор между колесом и крылом стремится к нулю). Движок высокооборотный немерено, то есть еще и буксовать будешь (на сликах-то!) - нет, в грязь не поедем. Теперь, что хуже - хуже то, что и по шоссе разумный человек (а таких, к счастью, большинство) на снаряде мощностью 150 л.с. и максимальной скоростью 230 км/ч ехать не захочет. Потому как неудобно это (ветром глазные веки вверх открывает, если в открытом шлеме), а главное, опасно невероятно. А если ездить на нем 60-70, то за что бабки плачены? А ни за что, за понты. Взвесьте мне, пожалуйста, понтов на 7,5 тысяч долларов...
Может быть на нем по Москве можно? Ну, по МКАДу, к примеру? Если жить надоело - можно, да только что за охота кругами-то кататься? Хотя, это на любителя, конечно...
в) Эндуро и городские эндуро. Вот это да, вот это по-нашему, по-бразильски! Тут возразить нечего - надежные везделазы (ну, на городских-то в грязь по пояс все равно не стоит, но и Ява - не кроссач), проблема только одна - цена. Один недорогой эндуро примерно семь подержанных Яв. Ну че, заверните нам парочку?
Вот и получается, что ниша недорогих и достаточно надежных мотоциклов для передвижения "до речки и обратно" в России ничем не занята. Все, что есть - или непомерно дорого, или ездит только по шоссе, или на ходу разваливается. "Уралы", правда, не разваливаются, но без коляски и по проселку на них не фонтан - сам пробовал... Хотя, теоретически, на "классическом Урале" можно поля пахать - крутящий момент выше всяких похвал. Но для пахоты есть мотоблоки, а хочется, все-таки, просто ездить...
В пустующей нише остаются все наши старые Явы, давно занявшие ее и не получившие себе достойной смены. Приходится "старушкам" за недостающий "молодняк" отдуваться... Новые Явы в Россию массово не поставляются. Вдобавок они вернулись на наш рынок уже по цене нового отечественного автомобиля! При всей любви населения к мототехнике, уходящей корнями в былые годы, автомобиль мотоциклу все-таки предпочитает большинство разумных людей. Особенно, если за те же деньги... Правда, сейчас Явы подешевели на треть, но этого тем не менее недостаточно - еще одна треть цены отделяет их от массового спроса... Подождем? Или отремонтируем ветерана? "Каждый выбирает для себя..."

Алексей Климов

Идея: Денис Тучин aka Den. Разработка: Алексей Мамонтов aka Lexa. Эмблема: A.Mack
© JAWAold мотоклуб, 2002-2021