JAWAold мотоклуб
Клуб любителей старинной чешской мототехники
ГАРАЖ
Магазины запчастей - FAQ - faq-new

Восхождение чешской звезды (маркетинг 30-х)

Из более чем 2500 различных марок мотоциклов, производившихся когда-либо в мире и занесенных в "Иллюстрированную энциклопедию мотоциклов", едва ли наберется десяток таких, как ЯВА, - со столь богатой историей.
Эта история началась в 1929 году, когда владелец оружейного завода Франтишек Янечек представил в Пражском автосалоне свой первый мотоцикл, построенный по лицензии немецкой фирмы "Вандерер" (из начальных слогов этих фамилий, как известно, родилось название ЯВА). Это была довольно дорогая и тяжелая машина массой 175 кг, оснащенная одноцилиндровым четырехтактным двигателем рабочим объемом 493,7 см3 и мощностью 18 л. с./13 кВт.
Мотоцикл не имел коммерческого успеха. Однако это не остановило Янечека: cкорректировав (как бы мы сказали теперь) маркетинговую стратегию производства, он решил направить все усилия на производство более легких и дешевых мотоциклов-двухтактников. И е ошибся! Выпуск мотоцикла по лицензии британской фирмы "Виллиерс", с рабочим объемом 172,6 см и мощностью 5,5 л. с./ 3,6 кВт., начавшийся в 1931 году, был хорошо принят чешским потребителем. В неоправившейся еще от кризиса Чехословакии именно в это ремя остро ощущалась необходимость в неприхотливом и недорогом мотоцикле. Этим требованиям тогда полностью удовлетворяла ЯВА-175. Янечек нашел верное направление, правильную "нишу" - и бизнес начал активно развиваться. Именно эта модель, "Виллиерка" пределила направление развития и характерные черты для всех поколений марки ЯВА: простоту и надежность, элегантность и доступность в цене. Такой была и появившаяся в 1934 году ЯВА-350 - первый мотоцикл, полностью сконструированный на "янечкарне" (так называли предприятие Янечека), и созданная годом позже ЯВА-250, и мопед ЯВА-100 "Робот" 1937 года - первое детище известного впоследствии конструктора Йозефа Йозифа. Эти же принципы простоты и надежности были реализованы в послевоенных моделях, вызва ших сенсацию в мотоциклетном мире и на несколько лет определивших в Европе развитие конструкции мотоциклов.
За все время производства ЯВЫ-175 с 1931 по 1946 год с конвейера сошли 27 535 мотоциклов этой модели - по тем временам очень большое количество. Их выпуск прекращался во время войны и был возобновлен сразу после нее. К 1937 году с чехословацкого рынк были почти полностью вытеснены мотоциклы зарубежных марок: их осталось всего 6% против 94% в 1931 году.
В России ЯВА известна уже более 40 лет. За это время, по утверждению самого завода ЯВА, в Россию (точнее, в Советский Союз) было поставлено около 2,5 млн. мотоциклов. ЯВА принесла много спортивных побед российским спортивным командам в советские годы. Однако мало кто знает, что на заводах Янечека (он, кстати, в 1938 году был одним на главных кандидатов на пост президента республики) стали с 1934 года строить автомобили. Первый из них, лицензионный ЯВА-700, оснащался двухцилиндровым двухтактным двигателем 684 см3 мощностью 20 л. с./ 14,7 кВт. Это был автомобиль с передним приводом. Масса его составляла 690 кг, а. скорость достигала 90 км/ч. Сборка ЯВЫ-700 производилась на новом заводе, построенном в городе Тынец-над-Сазавой - там, где в послед ее время собирали мотоциклы ЯВА. Тремя годами позже увидели свет кабриолет и родстер "ЯВА-Минор-1" - автомобиль уже собственной конструкции (ее предложил инженер Рудольф Выкоукал), который имел несколько лучшие характеристики. Автомобили ЯВА успешно тартовали в крупных соревнованиях, а "Минор-1" даже в труднейшем ралли "Монте-Карло".
В 1936 году был создан авиационный двигатель марки ЯВА. Четырехтактный, двухцилиндровый, он развивал мощность 36 л. с./26,5 кВт при 4000 об/мин и весил всего 39 кг. И хотя серийное производство его не было развернуто, конструкторы ЯВЫ доказали и здес свои возможности.
Предприятие Янечека в те времена располагало лучшим в стране литейным производством (тут впервые ввели рентгеновский контроль отливок), хорошей экспериментальной базой, квалифицированными кадрами. ЯВА для своих покупателей выпускала на двух языках жу нал такого же названия тиражом почти в 20 тысяч экземпляров.
Одни из самых ярких и драматичных страниц в истории завода - это годы войны, когда десятки сотрудников ЯВЫ вывезли и спрятали подлежавшие уничтожению по приказу гитлеровцев заготовки и детали для сборки 8500 мотоциклов и 700 автомобилей. Сейчас трудн по-настоящему оценить масштаб этого подвига - а в то время к смертной казни на оккупированных фашистами территориях приговаривали и не за такое.
Не меньшим гражданским подвигом было и создание в нелегальных условиях (всякие конструкторские работы оккупантами были запрещены, а предприятие было переориентировано на выпуск деталей самолетов) ЯВЫ-250 нового поколения, которую после войны ожидал н виданный успех - экспорт в 112 стран. Работу эту возглавил И. Йозиф - впоследствии лауреат государственной премии, руководитель научно-технического центра ЯВЫ. Конструкторское бюро размещалось на складе базы по обслуживанию немецких мотоциклов - за д щатым забором. Там же находился и "цех" опытных образцов, который сотрудники ЯВЫ называли "хитринкой". В 1944 году были закончены испытания. мотоцикла, окрашенного в серый военный цвет, с военным номером и эмблемой ДКВ - это была новая ЯВА. Удалось д же сделать несколько опытных образцов и спрятать в разобранном виде в ящики.
Послевоенную ЯВУ отличала прежде всего совершенная по тому времени подвеска, за что мотоцикл получил название "перак" - пружинящий. Эта комфортабельная машина сохранила традиционный двухтактный одноцилиндровый двигатель объемом 248,8 кв. см, но с ряд м новшеств, в частности плоским днищем поршня. Мощность достигала 9 л. с./ 6,5 кВт, а расход топлива находился в пределах 3 л/100 км. Мотоцикл привлекал рациональным и в то же время изящным дизайном, в его передней телескопической вилке была встроена мощная фара с утопленным спидометром. Премьера "перака" в Парижском салоне 1946 года ознаменовалась золотой медалью.
С середины 50-х годов ЯВА пришла в Советский Союз, который вскоре стал крупнейшим импортером этих известных мотоциклов. Они открыли прежде всего городской молодежи доступ к совершенной по тем временам мототехнике и, что особенно важно, дали толчок ра витию мототуризма - дальним путешествиям, где можно было и познавать свою страну и испытать себя.
ЯВА для многих являлась символом мотоспорта, и не без оснований. Нет, пожалуй, ни одного вида мотоциклетных соревнований, получивших распростране-ние в послевоенные годы, где достижения лучших не были бы связаны и с этой известной маркой. И прежде всего это относится к трековым гонкам - 1000-метровым, спидвею, травяному треку, где мотоциклы ЯВА, созданные на одном из заводов предприятия в Дивишове, не имели себе равных в мире. Ну и, конечно, впечатляющими были успехи ЯВЫ а розыгрыше Всемирного тр фея, которым чехословацкие спортсмены владели пятнадцать раз.
С приходом ЯВЫ мотоспорт Советского Союза получил невиданные ранее возможности для развития и выхода на международную арену. Гаревые гонки, гонки на льду, шестидневные соревнования - все это стало возможным благодаря ЯВЕ. С ней советские мотоциклисты двадцать раз становились чемпионами мира в личных гонках на льду, завоевывали золотые и серебряные медали "шестидневок", одерживали победы в "Золотом шлеме" - одном из самых престижных в мире соревнований на гаревой дорожке.
В 1991 году поставки мотоциклов в Советский Союз были прекращены в связи с экономическим и политическим кризисом. С потерей основного заказчика ЯВА сократила выпуск мотоциклов. Завезенные к нам в советские годы, ЯВЫ честно служат своим хозяевам, горд несут на облицовках баков легендарный знак Jawa. Именно для их владельцев и создан этот сайт - сборник информации по истории ЯВЫ, обслуживанию, ремонту и эксплуатации мотоциклов этой марки.

Алексей Климов,
по материалам журнала "За рулем"

Идея: Денис Тучин aka Den. Разработка: Алексей Мамонтов aka Lexa. Эмблема: A.Mack
© JAWAold мотоклуб, 2002-2021