ГАРАЖ
Магазины запчастей - FAQ - faq-new

Нам и не снилось

В 60-е годы в СССР существовало две группы мотоциклов: "Явы" и все остальные. Но язык не повернется упрекнуть кого-то в снобизме: в те времена слово "Ява" означало не просто марку. Даше нынешнее понятие культовости слишком бледно применительно к том , что творилось в кругу мотоциклистов.

ВЕСНА ЗА "ЖЕЛЕЗНЫМ ЗАНАВЕСОМ"

1957 год, легкое дуновение ветерка свободы "хрущевской оттепели". И, как первые ростки весны духа, несколько событий, потрясших московских мальчишек: Международный фестиваль молодежи и студентов, приоткрывший на миг "железный занавес", появление стиляг и запуск в космос первого спутника. А еще на стенды московских мотосалонов (тогда говорили - автомагазинов) выкатили мотоциклы невиданной доселе марки - "Ява". Ловко сбитые аппараты были настолько непохожи на доморощенную технику, что производили впечатление чего-то неземного. Вместо гроздьев шлангов и проводов - аккуратные крышечки, скрывающие "хозяйство" где-то внутри. Да и обводы диковинки ничем не напоминали токарные станки марки "ДиП" ("Догнать и перегнать!"). Нет, изящные формы алых облицовок, хромированные боковины бензобака были сродни точеным формам московских прелестниц. Эротичная машина, черт возьми!


"Ява-175" 1932 года

Но чешская красотка явно не показалась кроткой, подобно учительской дочурке. Иногда она вела себя как фурия: чуть не досмотрел - и летишь через руль из-за клина в моторе или оборвавшейся цепи, забившей железный кожух. Как поговаривали обыватели, вс "явисты" - потенциальные смертники. А сами наездники чешских аристократок мрачно прикалывались: "Неправда, только каждый второй".
Аристократок? О да, ибо "Ява" требовала совсем иного обхождения, не то, что советские аппараты. 5000 км обкатки проедь на малом газу - и не греши! Обихаживать ее с помощью молотка и зубила настоятельно не рекомендовалось. Надо чего разобрать - возь и специальный съемничек и аккуратненько, "без грубостев" все выполни. Не любила чешка и наших трактов. На грунтовке и заляпанном грязью асфальте ее великолепные покрышки "Барум" наотрез отказывались держать дорогу, а частые свидания с колдобинами быстро убивали переднюю вилку. И если "брыкаться" мотоцикл впоследствии отучили, то репутация неженки за алой прелестницей закрепилась навсегда.
Зато тем, кто с пониманием и обходительностью относился к характеру "Явы", она воздавала сторицей. Ездили на "чешке" в удовольствие. Почти бесшумная, комфортабельная и динамичная машина пленяла каждого, кто хоть немного с ней пообщался. Словом, это была возможность "откусить" и вкусить плод европейской культуры для уважающих себя людей. А поскольку в конце 50-х жители СССР постепенно отвыкали от походно-полевой жизни, появление у нас "Явы" пришлось в самый раз.

ПЕРВЫЙ ПАРЕНЬ НА ДЕРЕВНЕ

А ведь по европейским меркам той поры "Ява" модели "354/04", прозванная "кивачкой" (в переводе с чешского - "качалка"), не тянула на звезду первой величины. Да, ее предшественница по имени "Перак" (она же - модель "11") получила всемирное признание еще в момент дебюта в Париже осенью 1946 года. Да, полностью переработанная в 1953 году ходовая часть сделала машину не просто элегантной, а потрясающе красивой. Да, непрерывные модернизации типов "250" и "350" (одно- и двухцилиндровые модели объемом 250 и 350 кубов) улучшали ходовые качества мотоцикла. Да, машина была напичкана неординарными техническими решениями, самые известные из которых - полуавтомат сцепления, позволявший переключать передачи (а при некотором навыке - и трогаться) без выжи а рычага муфты, и единый рычаг кикстартера и КПП. Все так. Но...


"Ява-250" 1946 года

Уже в конце 50-х двухтактники средних кубатур стали медленно, но верно отмирать. Такие мотоциклы тогда не блистали спортивностью, а их утилитарные качества потеряли былое значение, когда резко богатеющие европейцы начали пересаживаться в автомобили И те, кто выпускал технику объемом 250-350 кубиков, взвинтили гонку мощностей. К ним быстренько подключились японские фирмы, также уловившие начало превращения мотоцикла из "недоавтомобиля" в спортивный снаряд. В результате уже к началу 60-х мотоциклы этого класса развивали до 150 км/ч благодаря мощности моторов, далеко перевалившей за 20-сильную отметку. Куда там было "Яве 354/04" с ее 120 км/ч и 16л. с.! Да и в управляемости машина уступала конкурентам. В том числе и "собрату по железному занавесу" - восточногерманскому "MZ ES250". Тот, будучи оснащенным одноцилиндровым 250-кубовым двухтактником, превосходил по всем параметрам не только "Яву 353/04" с аналогичным мотором, но и двухцилиндровую модель "354/04".


"Ява-250" 1967 года

Эти обстоятельства сыграли не последнюю роль в тот момент, когда чешское руководство в 1962 году постановило отдать пражский завод "Ява" предприятию, которое должно было заняться новым для того времени делом, - производством полупроводников. Спас марку от гибели экспорт в СССР. Он составил львиную долю в статистике продаж фирмы: до 82 тысяч из 90-100 общего выпуска! Пришли к компромиссному решению: оборудование не уничтожать, а передать на другие предприятия. Сборочный конвейер и производство ходовой части оказались на реконструированном филиале завода в городке Тынец-над-Сазавой, моторами занялся "ЧеЗет", что в Страконице, а опытное производство и КБ оставили в Праге на бывшей фирме "Огар" - той самой, где в конце 40-х зародился базовый на следующие десятилетия двухцилиндровый мотор "Явы".
Но оставим разговоры о "мировом уровне". Все же "MZ" к нам поставляли всего один год, а итальянские и японские мотоциклы тогда можно было увидеть лишь на картинках в журнале "За рулем". И сравнивать "Яву" приходилось лишь с продуктами советского мотопрома, что выглядели рядом с элегантной чешкой как пьяный сантехник на светском рауте.

ОБРАЗ ЖИЗНИ - ЯВИСТСИИЙ!

Особенно доставалось от "явистов" поклонникам "Ижей". Что только бедные "ижатники" не слышали в свой адрес! И, надо сказать, справедливо: ну не шла выносливая колхозная машина ни в какое сравнение с удобной и элегантной чешкой! И гремит там что-то нутри, как в асфальтовом катке, и комфорт - как у сеялки, и динамика - как у бульдозера... Все отечественные аппараты служили сермяжным транспортом - не более того. "Ява" же стала особой "системой вооружения", что было особенно заметно в гараже ее владельца: горы съемников, выпрессовок и прочей "приспособы" увешивали тены, а львиную долю оставшегося пространства занимали запчасти. "Железки" в продаже имелись постоянно, но - то одни, то другие, и найти что-то необходимое становилось безумно сложно. Ну, если только на "толкучке" за цену в три-пять номиналов. Выход один: увидел что в продаже - бегом тащи домой. Благо, стоили запчасти безумно дешево. Собрать аппарат из запчастей выходило дешевле, чем купить новый. Правда, никто такую машину не з регистрировал бы - на то был прямой запрет ГАИ. Вот и получалось, что реки запчастей, идущих к нам из Чехии, впадали прямо в "загашники" мотоциклистов. Представители завода недоумевали: "В СССР запчасти не потребляют, а истребляют!" А тем временем "явисты" затаривались к зиме.


"Ява-350 Californian" 1967 года

Начиная с весны, ездили вволю. В будни - на работу, в уик-энд - на пикник. А летом трассу Москва-Симферополь (ныне Е95) заполоняли тысячи "явистов" и их спутниц, тянущихся на юг. В одиночку и с пассажирами, парами и стаями, увешанные палатками и пр чим туристским скарбом, они неслись к берегу моря. "Ява" подарила им неиспытанную доселе свободу. Скажу более того: многие из тех, кому сейчас за тридцать или около того, обязаны своим появлением на свет этому девятому валу мототуризма, а значит, - и "Яве". "Явисты" же зарекомендовали себя клубом избранных, белой костью мотоциклистов. Компании этих ребят всегда отличала аура исключительности, прильнуть к которой стремились многие девчонки.
Было у этого неформального клуба и место сбора - толкучка у магазина "Мото-Ява", где они обменивались впечатлениями и опытом, и, наконец, свое "байк-шоу", возникшее под конец "яво-мании" - в 1971 году. Тогда оно, правда, называлось по-другому: "Встреча друзей мотоциклов "Ява", и в программе мероприятия не значилось глушение пива на время да сценические действа с голыми бабищами.. Зато накалу страстей на соревнованиях по "фигурке", спринту "Ле-Ман" и триалу (все, естественно, на стандартных маши ах) позавидовало бы любое нынешнее мотосборище. И то сказать: победителю "в абсолюте" доставался новенький мотоцикл, лучшей спортсменке - коляска "Велорекс". Недурно, а?
Кстати, о коляске. Значительная часть "явистов" не гнушалась, по нынешним меркам, этого бюргерского аксессуара. А что делать, если в семье появилось пополнение? Не продавать же любимую машину!

"НЕ ПОВТОРЯЕТСЯ ТАКОЕ НИКОГДА"

В 1963 году "Ява" подорожала. Аж на 80 рублей: цена одноцилиндровой "четвертины" взлетела до 630 рублей, а 350-кубовой "двустволки" - до 730. Повод - смена модели (как правило, госцены на авто и мото в те времена менялись только в этой связи). Маши а изменилась и внешне и внутри. Новая вилка, возросшая на 2 л. с. мощность... Новинки, получившие обозначение "559/02" и "354/06", внешне легко отличались от предшественниц более плоским седлом, а главное - новой панелью приборов. Теперь накладка блока "фара-спидометр" накрывала сверху весь руль, а спидометр стал овальным, со стрелкой, качавшейся сверху справа налево - экзотика-с!.. Впрочем, на посадку водителя это не повлияло: на "Явах" по-прежнему восседали чуть ли не вплотную к рулю. Это вам не "Иж" и тем более не "Паннония", управляемые почти прямыми руками.


"Ява-350" 1974 года

Хоть и казались цифры на ценниках заоблачными (а зарплата у немногих переваливала за 100 р.), спрос на уже ставшую культовой машину не падал. По-прежнему "Яву" приходилось "высматривать" в продаже, дабы вовремя подгадать момент появления очередной партии в магазине. Спрос упал потом, в 1965 году, когда на заводе резко ухудшилось качество литья цилиндров, и новенькие мотоциклы стали "сыпаться". Ушел целый год на исправление дефектов, и сбыт алых машин наладился. Не без участия, кстати, журнала "За рулем", чьи сотрудники активно помогали чехам в деле борьбы с "производственными ляпами" конструкторов и технологов. "Ляпов", правда, находилось немного: к серьезным, помимо злосчастных "котлов", можно отнести разве что "рацпредложение", в соответствии с которым некоторое время "Явы" выпускались не с тремя, а двумя коренными подшипниками на коленвалу. Надежность, сами понимаете, упала сильно, и слава Богу, что чехи вовремя одумались.
"Кивачка" потихоньку совершенствовалась, меняя обозначения и некоторые несущественные детали типа более плоского переднего крыла, появившегося в 1968 году. Но уже в разгар 60-х стало ясно: "старушке" пора на покой. Никаким рестайлингом и разнообразием модификаций (а последних, к слову, существовало немерено, правда, к нам поступали только самые простые) дело не поправить. Тогда и приняли решение готовить новую модель. После многих экспериментов замена "кивачки" явилась нашему взору в 1974 году. Звалась она "модель 634/4".
Новинка, выпущенная в 350-кубовом формате, превосходила "старушку" по всем параметрам. Она вышла более мощной, а устойчивость в поворотах и "неубиваемость" были, не в пример "кивачке", на высочайшем уровне. Но в "634-й" не было того очарования предшественницы, что сводило с ума любого, неравнодушного к технике и просто к красивым вещам.
И хоть сбыт "Яв" ничуть не уменьшился, а мальчишки по-прежнему обегали киоски "Союзпечати" в поисках свежего номера журнала "Чехословацкое Мотор-ревю", былым безумием и не пахло. Теперь это была всего лишь лучшая тачка, продаваемая в СССР. А может, дело в том, что изменилось само время, и те, кто пришел на смену "явистам" 60-х. уже не обожествляли так сам мотоцикл и свободу перемещения в пространстве, которую "Ява" щедро дарила своему повелителю?


"Ява-350" 1976 года

Как бы там ни было, но такого культа, граничащего со всеобщим помешательством, нам вряд ли суждено узнать. Ни "Уралу", ни "Пилоту", не говоря уже о разномастных "японцах", подобное не светит. Не стать им знаменем целого поколения мотоциклистов, не повторить им судьбу, выпавшую алой чешской машинке со знойным именем "Ява".
P.S. "Почему алой?" - изумится читатель, помнящий, что "старушка" не иначе как вишневая. Да потому, что заводская краска со временем темнела и дала машине благородный винный оттенок. Щедры были чехи на фирменные специи!
Автор выражает искреннюю признательность старым "явистам" Борису Синельникову и Эдуарду Конопу за помощь в подготовке материала.

Александр Астапов
Фото из архива редакции
"Мото" №9/1999

Магазины запчастей - FAQ - faq-new
ГАРАЖ
Идея: Денис Тучин aka Den. Разработка+дизайн: Алексей Мамонтов aka Lexa. Эмблема: A.Mack
Все замечания и пожелания присылайте на wеbmaster@jawaold.su
© JAWAold мотоклуб, 2002-2006