JAWAold мотоклуб
Клуб любителей старинной чешской мототехники
ГАРАЖ
Магазины запчастей - FAQ - faq-new

Ява 634-01 образца 1974 года

В 1974 году на смену популярным в СССР мотоциклам ЯВА-250 и ЯВА-350 моделей "559-07" и "360-00" пришла ЯВА-350 модели "634-01". Чем же этот мотоцикл отличается от своих предшественников?
Новая машина разрабатывалась с учетом огромного опыта, накопленного при эксплуатации мотоциклов ЯВА, которых в СССР к этому времени насчитывалось около миллиона. Следует отметить, что эти мотоциклы предназначались, главным образом, для работы на доро ах достаточно высокого качества. Тем не менее, как известно, мотоциклы ЯВА забрались и в такие районы вашей необъятной страны, на которые они, по существу, не были рассчитаны. Жизнь есть жизнь. С ней надо считаться. И потребовалось изменить некоторые узлы, чтобы лучше приспособить мотоциклы к эксплуатации в таких районах. Работа в этом направлении привела к созданию новой модели мотоцикла ЯВА-350. Изменения коснулись, естественно, в первую очередь ходовой части.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

При разработке рамы за основу была принята конструкция Яв, предназначенных для труднейших шестидневных мото соревнований. Рама модели "634" - закрытая, сдвоенного типа, выполнена из труб круглого сечения, в ней предусмотрена широкая опора для задней аятниковой вилки, также сделанной из труб круглого сечения и имеющей повышенный запас прочности. Сочетание новых рамы и задней вилки представляет собой жесткую пространственную конструкцию, повышающую надежность мотоцикла в тяжелых условиях - прежде сего при езде с боковым прицепом на плохих дорогах.

Одновременно эти изменения положительно сказываются и на эксплуатации мотоцикла-одиночки, особенно на его устойчивости при больших скоростях, прохождении поворотов, движении по скользким дорогам, на волнистом покрытии.
Передняя вилка почти без изменений была заимствована у прежних моделей. Задние подвески незначительно изменены с учетом конструктивных особенностей новой рамы и задней вилки. Новый мотоцикл имел барабанные тормоза диаметром 160 мм. На переднем колесе применена двухкулачковая конструкция, существенно повышающая эффективность торможения.
Усовершенствованию подвергся привод тормоза заднего колеса. Теперь усилие от педали через валик, проходящий сквозь ось задней вилки, передается на левую сторону, а затем, коротким тросом - на рычаг тормоза. Силы трения в приводе уменьшились, и тормоз стал эффективнее.
Колеса нового мотоцикла имеют обод и шины увеличенного до 18 дюймов диаметра, уже проверенные и хорошо себя зарекомендовавшие на ряде моделей, в том числе "ЯВА-Калифорниан-IV". На переднем колесе шина размером 3,25-18 с "направляющим" рисунком протек ора, на заднем - 3,50-18 с "универсальным" рисунком.
У модели "634-01" открытый руль несколько больших размеров, чем у типа "360-00", причем рычаги сцепления и переднего тормоза выполнены с утолщениями на концах.

ДВИГАТЕЛЬ

Мощность возросла с 18 (у модели "360-00") до 22 л. с. без увеличения максимального числа оборотов. Это очень важно для дорожного мотоцикла, используемого в самых разнообразных, в том числе довольно тяжелых, условиях. Способность двигателя обеспечива ь достаточное тяговое усилие при низких и средних оборотах позволяет реже переключать передачи в случае ухудшения условий движения. Именно эта черта "характера" отличает дорожный двигатель от гоночного и обеспечивает удобство его эксплуатации.
Двигатель при тщательной регулировке позволяет пользоваться бензином А-76 (А-80). В случаях, когда водитель предъявляет к двигателю особо высокие требования, например на соревнованиях, при движении с большой нагрузкой, лучшие результаты даст применен е бензина с более высоким октановым числом (АИ-93 или смесь с ним) [на самом деле, лучше не ставить экспериментов с восьмидесятым бензином, не установив декомпрессионных прокладок - прим. Patam'a].
При конструировании двигателя было принято оптимальное решение, предусматривавшее, с одной стороны, заимствование лучших узлов от прежних моделей, с другой - обеспечение достаточно благоприятных характеристик и повышение надежности. Поэтому в конструкции мотора Явы 634 много общего с его предшественниками. В то же время, в связи с повышенной мощностью и измененной рамой, новый двигатель имеет существенные отличия.
Внешние: увеличенное оребрение цилиндров и их головок, улучшающее охлаждение; новая "архитектура" картера; более жесткое, пространственное крепление задней части.
Внутренние, связанные с повышением надежности двигателя: игольчатые подшипники как в нижних, так и в верхних головках шатунов, увеличенный до 16 мм диаметр поршневых пальцев, шприцевая смазка среднего опорного подшипника кривошипа, двухрядная цепь дл передачи крутящего момента к сцеплению. Фрикционные накладки дисков сцепления выполнены из несгорающего материала и более долговечны.
С целью повысить долговечность существенно изменена конструкция коробки передач. Здесь главным можно считать применение сегментных кулачков на торцах шестерен второй и третьей передач. Зубья стали прочнее. Опорой вторичного вала (шестерни со ступицей теперь служит двухрядный шарикоподшипник.

СИСТЕМА ПИТАНИЯ

Бак вмещает 16,2 л, что при расходе 4 л/100 км, соответствующем скорости 80 км/час мотоцикла-одиночки, позволяет проехать по шоссе без заправки свыше 400 километров. В городских условиях и во всех случаях при неравномерном движении, расход топлива, е тественно, несколько возрастает. Этому способствует также всякое повышение сил сопротивления движению - например, при езде с боковым прицепом, на крутых затяжных подъемах, при сильном встречном ветре.
Важнейшим элементом системы питания является карбюратор. Это отлично зарекомендовавший себя на прежних моделях ЯВЫ карбюратор 2926 СБДБ. Воздух в него поступает из очистителя, объединенного с глушителем шума впуска. Новая его конструкция при высокой ффективности шумоглушения оказывает значительно меньшее сопротивление потоку воздуха, поэтому жиклеры карбюратора имеют соответственно увеличенную пропускную способность (производительность) по сравнению со старыми.

СИЛОВАЯ ПЕРЕДАЧА

С целью получить оптимальное передаточное отношение без чрезмерного повышения нагрузок на детали силовой передачи, увеличены размеры ведущей и ведомой звездочек вторичной (задней) передачи соответственно до 18 и 52 зубьев. Цепь, состоящая из 128 звен ев, полностью закрыта пыленепроницаемым кожухом, что особенно важно при эксплуатации мотоцикла в сельской местности.
Эластичные резиновые чехлы кожуха цепи заполнены консистентной смазкой, содержащей графит. Одновременно они служат как весьма эффективные гасители колебаний цепи, что также повышает ее долговечность. Новая конструкция кожухов позволяет легко контроли овать натяжение цепи без их разъединения, снятия каких-либо крышек и т.п.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

На мотоциклах ЯВА-350 типа 634-01 установлен 6-вольтовый генератор на 75 вт. Он мощнее предшественника (при сохранении размеров) благодаря усовершенствованию конструкции, использованию лучших материалов. Для повышения надежности реле-регулятор, тепер двухъякорный, помещен в более "прохладное" место, под седло.
Новый генератор дал возможность поставить переднюю фару с главной лампой мощностью 35 вт/35 вт и увеличенным (диаметром 160 мм) оптическим элементом. Мотоцикл оснащался указателями поворота ПАЛ с достаточно мощными лампами - 15 Вт.
Аккумуляторная батарея, установленная под седлом, полностью загерметизирована, вредные испарения из нее отводятся через специальный вентиляционный шланг под мотоцикл. Емкость батареи - 14 А-ч. Батарея на нем присоединяется "минусом" к массе.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Двигатель - двухтактный, двухцилиндровый, воздушного охлаждения; диаметр цилиндра - 58 мм. ход поршня - 65 мм. рабочий объем - 343,5 куб см, степень сжатия 9,2. наибольшая мощность при 5000 об/мин - 22 л. с., наибольший кру ящий момент при 4200 об/мин - 3,2 кгм. Максимальная скорость - 120- 130 км/час; преодолеваемый подъем (только с водителем) - 72%. Сухой вес- 155 кг, грузоподъемность - 180 кг. Ход вилки переднего колеса - 150 мм, заднего - 90 мм. Генератор - 6 в, 75 т: емкость аккумуляторной батареи 14 а-ч. Шины - спереди 3,25-18, сзади 3,50-15.


1 - картер; 2 - коленчатый вал; 3 - генератор; 4 - двухрядный шарикоподшипник
вторичного вала коробки передач; 5 - механизм выключения сцепления;
6 - ведущая звездочка вторичной передачи; 7 - кожух цепной передачи;
8 - правая крышка картера; 9 - пресс-масленка для смазки среднего
подшипника коленчатого вала; 10 - ведущая звездочка первичной передачи;
11 - двухрядная цепь первичной передачи; 12 - муфта сцепления;
13 - первичный вал коробки передач; 14 - левая крышка картера.

Журнал "За рулем"
№8, 1974г.

Идея: Денис Тучин aka Den. Разработка: Алексей Мамонтов aka Lexa. Эмблема: A.Mack
© JAWAold мотоклуб, 2002-2021