ГАРАЖ
Магазины запчастей - FAQ - faq-new

Друзья «Явы» в Минске

В нынешнем году местом 16-го по счету слета друзей мотоциклов «Ява» стал Минск, столица Белорусской Советской Социалистической Республики. В течение многих лет этот мототуристический слет, в котором принимают участие советские и чехословацкие мотоциклисты на чехословацких машинах, приобрел немалую популярность. В Минске это мероприятие, целью которого является пропаганда мотоспорта и мототуризма — важного средства активного отдыха молодежи, повышение спортивного мастерства и знания правил и принципов безопасной езды на мотоцикле, состоялось уже во второй раз. Впервые это было в 1978 году в знаменитом спортивном комплексе Раубичи (особенно он известен как центр биатлона), где имеется множество беговых дорожек, три лыжных трамплина и два тира для стрельбы из малокалиберной винтовки. Здесь проходили чемпионаты мира и соревнования Кубка мира по лыжным видам спорта. Пересеченная местность, качественное оснащение — все это создавало оптимальные условия для участников Слета друзей «Явы».

Не только «Ява», но и «Минск»

Как следует из названия мероприятия, мототуристический слет предназначен для владельцев чехословацких мотоциклов. Но в Минске эта традиция была нарушена, и по вполне серьезной причине. Ведь в Минске производятся одноименные мотоциклы. И хотя у минских мопедов и малолитражных мотоциклов совсем другие интересы владельцев, чем у мощных «Яв-350», взаимное измерение сил в городе мотоциклов имело свой смысл. Поэтому впервые на старт вышли кроме «Яв» и местные мотоциклы. Пятеро гонщиков с минского завода соревновались с 14 другими командами, из них три были чехословацкие. Итак, стартовый протокол: команды Свердловска, Полтавы, Краснодара, Алтайского края, а также Свазарм Прага-1, Коми АССР, Литовская ССР, Елгава, Харьков, Рига, Минск, команда завода «Ява» (Гынец-на-Сазаве), Москва и международная команда, составленная из спортсменов Одессы и Праги.

СПРИНТ И СЛАЛОМ

Вот уже более десяти лет спортивная программа слета не меняется. Первой дисциплиной было фигурное вождение, потом спринт, триал и командный кросс. На сей раз организаторы поменяли традиционный порядок. Сначала был спринт, а потом слалом. В то время, как правила спринта особенно не отличались от привычных (гонщики набегали к мотоциклам спереди, а машины стояли с выключенным мотором на стоянке на стартовой линии), слалом проходил по-новому. 8 общем-то, все было просто — за как можно более короткое время про-лаеировать между препятствиями. Но не тут-то было. Препятствия постоянно сужались, а в конце трассы попасть в них было весьма сложно. Многие преодолевали последние ворота по два раза, теряли ценные секунды, а за каждое касание ворот получали штрафные очки (30 очков, 1 очко = 1 секунда). За касание земли был штраф 50 очков. А если учесть, ^что лучшие проходили трассу за 45 секунд, то становится ясно: кто ошибся на трассе, получил штрафные очки, терял надежду на призовое место. Лучше всех мог бы об этом рассказать член чехословацкой команды Йиржи Штястка, прошедший трассу быстрее всех, но совершивший ошибку на последнем элементе — не остановился точно на финишной линии передним колесом. Штраф в 30 очков отодвинул его во вторую половину итоговой таблицы. Возможно, слалом не был столь привлекателен для зрителей, как раньше фигурное вождение. Однако его трассу можно было пройти без длительных предварительных тренировок, что было необходимо для фигурного вождения. Тем самым открывались более широкие возможности для тех мотоциклистов, которые специально не готовились к этой дисциплине. Это большой плюс.

РЕЗУЛЬТАТЫ: Спринт — женщины: 1. Бенешова (Прага-1), 2. Дуфкова (Прага-2), 3. Залуска («Ява»). Слалом — женщины: 1. Пуриня (рига), 2. Дуфкова (Прага-2), 3. Бенешова (Прага-1). Спринт — мужчины: 1. Бычков (Москва), 2. Мушкевичс (Елгава), 3. Недзельски (Прага-2). Слалом — мужчины: 1. А га реки с (Елгава), 2. Валейнис (Рига), 3.—5. Сыновец, Гошала (оба Прага-1), Силтумс (Елгава) — показали одинаковое время.


ТРИАЛ

Не так-то просто выбрать подходящую трассу для триала так, чтобы ее могли пройти серийные мотоциклы. Нельзя заходить в крайности, потому что при неодинаковой силе участников трасса может со временем стать непроходимой. К чести организаторов надо сказать, что выбор отдельных контролируемых участков на сей раз был безошибочным. Возможно, этому способствовал и тот факт, что главный спортивный комиссар учел замечания гонщиков перед стартом.

Вне конкуренции в этой дисциплине были, как и в прошлом, спортсмены из Риги и Елгавы. И хотя их мотоциклы не совсем соответствуют правилам, требующим серийность и делающим исключение для изменений в смысле мототуризма, в этом-то все и дело. Каждый по-своему понимает мототуристические изменения и вносит в серийные мотоциклы, например, такие элементы, как значительно увеличенный угол поворота руля, новые амортизаторы, подъем вилки и другой ход передач, что дает именно в триале значительные выгоды. Ни в коем случае не хотим принимать результаты рижских и елгавских мотоциклистов, которые действительно умеют ездить триал, являются настоящими мастерами управления мотоциклом на небольшом пространстве.

Чехословацкие спортсмены, часть которых в прошлом занималась триалом, на сей раз не выступили успешно. Правда, выступление им затруднял тип мотоцикла, поскольку нынешняя «Ява» годится прежде всего для шоссе, неважно, городского ли, деревенского. По сравнению с предыдущими моделями значительно увеличились удобства в дальней дороге, и это при сохранении всех ходовых качеств. Но перескакивать на этом мотоцикле через лежащие бревна или крутиться вокруг ноги в еловом бору — это, честно говоря, не самое лучшее ему применение.

РЕЗУЛЬТАТЫ: Триал — женщины: 1. Пурина (Рига), 2. Бенешова (Прага-1 ), 3. Раулониен (Литовская ССР). Триал — мужчины: 1. Валейнис (Рига), 2. Агарскис (Елгава), 3. Мушкевичс (Елгава).


ПОБЕДА ПРАГИ — ПОСЛЕ 15-ЛЕТНЕГО ПЕРЕРЫВА

Кульминацией спортивной части Слета друзей «Явы» является традиционная командная гонка по пересеченной местности. Команды из пяти человек (четверо мужчин и одна женщина) проходят не только трассу, которую можно сравнить с трассой несложного мотокросса, но и выполняют задачи, относящиеся к мототуризму (например, поставить палатку, развести костер, определить азимут, снять и снова приделать переднее колесо, перейти вброд препятствие, ориентироваться по карте и т. д.). Решающий критерий — время. Если какой-либо из элементов выполнен недостаточно, то один из членов команды обязан совершить штрафной круг. Остальным же приходится ждать, пока он не закончит штрафной объезд, и только потом можно продолжять гонку совместно.

Эта дисциплина наиболее привлекательна для зрителей. Кроме того, взаимопомощь в команде создает на трассе боевую атмосферу. О значении этой дисциплины свидетельствует и оценка ее результатов. Общий зачет не подсчитывается по результатам отдельных дисциплин. Спринт, слалом и триал вместе взятые составляют половину общего результата, а командный кросс — вторую. При равенстве очков решающим оказывается результат в кроссе. Именно так и обстояло дело в нынешнем году.

Команда Свазарм Прага-2 в составе Крамата, Тврдик, Недзельски, Штястка и Дуфкова выиграла переходящий кубок, учрежденный генеральным директором ВТО «Мотоков». В течение пятнадцати последних лет этот приз оставался в Советском Союзе, но на сей раз благодаря ровному выступлению во всех дисциплинах, а главным образом в командном кроссе, его завоевали гонщики из Чехословакии.


АБСОЛЮТНЫЙ КОМАНДНЫЙ ЗАЧЕТ: 1. Свазарм Прага-2 — 5 очков (3 + 2), 2. Рига' — 5 очков (1 -f 4), 3. Свазарм Прага-1 — 7 очков (4 + 3) — цифры в скобках означают место команды в спринте, слаломе и триале (первая цифра) и в командном кроссе (вторая).

«ЯВА» В ЕЛГАВУ, «ВЕЛОРЕКС» В РИГУ

Призы лучшим спортсменам, по традиции, учреждают ВТО «Мотоков», государственное предприятие «Ява» (лучшему участнику-мужчине) и производственный кооператив «Велорекс» (лучшей участнице). Аиду Пуриню невозможно представить себе отдельно от слетов друзей «Явы». Лишь статистики-архивники ведут подсчет ее победам в соревнованиях женщин. И что победа, то коляска «Велорекс» — приз за заслуженное мастерство, за напряжение и за многочасовые ежедневные тренировки. И если у женщин победу одержала традиционная «прима», то у мужчин наоборот. Силтмус из Елгавы выиграл в личном зачете впервые и получил приз — «Яву-350», модель 638. Кстати, он победил в абсолютном зачете, на выиграв ни одной из отдельных дисциплин.

Абсолютный личный зачет — женщины: 1. Пуриня (Рига), 2. Бенешова (Прага-1), 3. Дуфкова (Прага-2).
Абсолютный личный зачет — мужчины: 1. Силтмус (Елгава), 2. Мушкевичс (Елгава), 3. Валейнис (Рига).

Текст и фото: Иржи ГаекМОТОР-РЕВЮ 10-1989

Магазины запчастей - FAQ - faq-new
ГАРАЖ
Идея: Денис Тучин aka Den. Разработка+дизайн: Алексей Мамонтов aka Lexa. Эмблема: A.Mack
Все замечания и пожелания присылайте на wеbmaster@jawaold.su
© JAWAold мотоклуб, 2002-2006