ГАРАЖ
Магазины запчастей - FAQ - faq-new

Багажник

Мотоциклисту, желающему оснастить свою ЯВУ-634 багажником, представляются богатые возможности: немногие машины имеют столь удобную для этой цели раму. На модель «634» легко установить очень прочный багажник (рис. 5), жесткий не только в вертикальном, но, что еще существеннее, в поперечном направлении, исключающий сколько-нибудь заметные колебания закрепленного на нем груза по отношению к раме мотоцикла. Как это важно для сохранения устойчивости мотоцикла, знают, вероятно, все водители.


Суть конструкции в том, что верхние трубы багажника крепим дополнительно к трубам рамы около задних фонарей указателей поворота. Кстати, эти фонари при любом багажнике придется куда-то перенести, иначе даже портфель, сумка могут загородить указатели водителю, следующему сзади. Более подходящее место для этих фонарей — около номерного знака. Что касается прочности багажника, то напоминаем: он не рассчитан на многопудовые мешки, ибо это неминуемо повлечет поломку мотоцикла. Опыт показывает, что даже в длительных путешествиях нет нужды возить больше 30 кг груза, надо только хорошо продумать подготовку и тщательно отобрать так называемые предметы первой необходимости.
Для силовых стержней багажника берем стальную трубу наружным диаметром 12—14 мм (чертежи даны в расчете на 12-миллиметровую). Толщина стенки у нее должна быть не меньше 1,5 мм, иначе багажник будет непрочным. Соединительные стержни, образующие решетку, можно делать из трубки меньшего диаметра, например 10 мм.
На ЯВЕ-634 не следует крепить багажник к верхним болтам амортизаторов (как обычно делают), поскольку они и без того достаточно сильно нагружены — не случайно на мотоциклах последних серий этот узел усилен. К тому же "привязываться" к болтам нет необходимости. Рама позволяет выполнить переднее крепление труб багажника так, как показано на рис. 5 и 6. В узлах рамы, где закреплены верхние концы амортизаторов, есть два отверстия диаметром 7 мм. На передние концы верхних труб багажника, соответственно изогнутых по месту, привариваем пластины — фланцы с двумя отверстиями. Внутрь узла устанавливаем пластину-гайку (стальной лист толщиной 3,5—4 мм), также с двумя отверстиями, где сделана резьба М6. Весь этот «пакет» достаточно прочно стягиваем болтами М6.
Чтобы обеспечить максимальную поперечную жесткость багажника, верхние трубы дополнительно крепим к раме в задней ее части. На рис. 6 показана конструкция этого узла, выполненного из стали толщиной 2 мм. Узел приварен к трубе багажника. Следует иметь в виду, что размеры, приведенные на чертеже, определены на одном конкретном мотоцикле; на других они могут заметно отличаться, поэтому при изготовлении деталей багажника их размеры надо дополнительно уточнить по месту. Узел крепления, о котором идет речь, лучше приварить (или просверлить в нем отверстие) в последнюю очередь, когда багажник уже готов и тщательно примерен к мотоциклу.


Крепим багажник в этом месте длинным болтом М6, который защемляет и верхнее крепление площадки (см. рис. 6), если она установлена. Нижний узел крепления багажника (рис. 7) — традиционный, он совмещен с узлом крепления подножки пассажира. Площадка быстросъемная: две другие ее точки крепления представляют простейшие замки (рис. 8). Чтобы снять площадку, достаточно освободить верхний болт. При ежедневных поездках по городу, когда площадки практически не нужны, их снимают, поскольку они создают помехи при обслуживании мотоцикла.



Готовый багажник можно окрасить под цвет мотоцикла или покрыть слоем хрома (никеля) гальваническим путем.

Защитные дуги

У мотоцикла ЯВА модели «634» сдвоенная, как иногда говорят, дуплексная пространственная рама, сваренная почти полностью из труб круглого сечения. Поэтому некоторые мотолюбители, пытавшиеся оснастить машину защитными дугами, испытывали определенные затруднения при разработке узлов крепления — они принципиально отличаются от тех, что применялись на других явских моделях. Вспомним: у них рама была из труб прямоугольного сечения, и почти все варианты защитных дуг (различавшиеся в основном размерами и формой) объединяла общая идея: в случае падения сила удара передавалась через дуги к верхнему ее узлу (выполненному в виде хомута, охватывающего прямоугольную балку рамы) и к нижнему, как правило объединенному с передним кронштейном крепления двигателя. Такая конструкция была достаточно надежна и одновременно проста.
Чтобы дуги не менее эффективно защищали новую ЯВУ, их конструкция должна обеспечить передачу силы удара (изгибающего момента), которая возникает при падении, на обе балки рамы. Передний кронштейн крепления двигателя на ЯВЕ-634 сложнее, чем на прежней, и объединить нижний узел крепления дуг с этим кронштейном затруднительно. Следует учитывать также, что в этом случае воспринимать удар придется и болтам крепления двигателя, не рассчитанным на такую нагрузку. При выборе размеров и формы дуг не следует забывать о том, что прочность балок рамы хотя и высока, но не беспредельна, и идея «сверхпрочных» дуг ни к чему хорошему не приведет. При серьезном падении как раз дуги могут остаться целыми, а рама погнуться и выйти из строя.
Дуги предлагаемого варианта (рис. 9) выполнены в виде двух отдельных труб (половин) 2, соединяемых с рамой 1 верхними 3 и нижними 4 узлами. Эти узлы не предназначены для восприятия изгибающего момента при падении мотоцикла, хотя расположение нижнего — почти на горизонтальном участке балки рамы — позволяет в значительной мере нагрузить его. Главные же детали, принимающие на себя силу удара, — стержни 5, соединяющие половины дуги. На рисунке показан нижний стержень, верхний — аналогичен ему. Наружный диаметр каждого равен внутреннему диаметру трубы.


Для дуг пригодна стальная цельнотянутая труба наружным диаметром 22—25 мм (об этом мы уже говорили). Труба большего диаметра прочнее и потому опасна. Кроме того, такую трубу трудно расположить между балками рамы и низом картера двигателя, а изгиб ее усложняет или совсем исключает применение соединительного стержня 5. Кстати, на отдельных машинах даже труба диаметром 25 мм не проходит в указанном месте. Чтобы разместить ее, придется ослабить болты, крепящие двигатель, и максимально его поднять или подпилить на 1—2 мм в нужном месте выступ картера.
Стальные стержни, соединяющие дуги, имеют длину 130—150 мм, и если использованы трубы внутренним диаметром 21 мм, вполне надежны в отношении изгиба. Вставленный до половины в одну из дуг стержень слегка подвариваем к ней или фиксируем другим способом.
Основу нижних (рис. 10) и верхних (рис. 11) узлов крепления составляют стальные (пруток диаметром 8 мм) стремянки. Они охватывают трубу рамы и проходят сквозь отверстия в опорной площадке, приваренной к трубе дуги. При затянутых гайках перемещение дуги относительно рамы в поперечном направлении исключено, а в продольном определяется степенью затяжки гаек, жесткостью самой дуги и, кроме того, качеством изготовления верхнего узла, который полностью фиксирует верхнюю ее часть. Каждый узел крепления имеет две стремянки. Таким образом, для крепления дуг требуется восемь одинаковых деталей. Верхние и нижние узлы различаются незначительно формой и размерами опорных площадок. Нижние площадки для лучшего их контакта с рамой следует несколько изогнуть — в соответствии с радиусом изгиба труб рамы (по месту).
Во избежание досадных ошибок, помня известную пословицу "семь раз отмерь...", при изготовлении дуг следует придерживаться такой последовательности. Сначала из подходящей трубы изгибаем сами дуги и подгоняем их размеры по месту. Изготовляем соединительные стержни и опорные площадки со стремянками. Устанавливаем их на раму и примеряем к ним дуги, уточняя взаимное положение. Затем свариваем дуги с опорными площадками. Чтобы обеспечить необходимую точность, делаем это непосредственно на мотоцикле. Именно потому некоторые размеры, связанные с приваркой площадок к дугам, на чертеже не указаны.
В самом крайнем случае, когда нет возможности приблизить сварочный аппарат к мотоциклу, примеряют трубы и детали крепления на раме и делают на них соответствующие отметки, по которым ориентируются во время сварки. Для изготовления дуг требуется около 1750 мм трубы, для серег — 950 мм прутка. В случае применения трубы диаметром 25 мм с толщиной стенки 2 мм общий вес дуг с деталями их крепления составляет около 3,6 кг. Применение трубы наружным диаметром 22 мм и внутренним 18 мм снижает вес дуги до 3,1 кг.
Для защиты от коррозии и придания хорошего внешнего вида дуги и детали можно окрасить или хромировать (никелировать).

Журнал "За Рулем", 1976 год, №9

Магазины запчастей - FAQ - faq-new
ГАРАЖ
Идея: Денис Тучин aka Den. Разработка+дизайн: Алексей Мамонтов aka Lexa. Эмблема: A.Mack
Все замечания и пожелания присылайте на wеbmaster@jawaold.su
© JAWAold мотоклуб, 2002-2006