JAWAold мотоклуб
Клуб любителей старинной чешской мототехники
ГАРАЖ
Магазины запчастей - FAQ - faq-new

Генератор 12В от ИЖа на ЯВУ


Вот и добрались руки до написания этой статьи. А почему именно от ИЖа, а не от ЯВЫ 638 ?
На это есть несколько причин:

- распостранённость и доступность по цене;
- достаточная мощность: 140 Вт(10 А) при 2100 об/мин, (часть генераторов: 100 Вт (8 А) при 2100 об/мин);
- наличие аккумулятора: гарантировонный пробег пр.300 км при выходе из строя электрических узлов генератора (при исправной системе зажигания);
- возможность подключения доп. потребителей напр. через гнездо прикуривателя;
- распостранённость и доступность по цене;
- "агрегатируемость" с распостранёнными и надёжными автомобильными агрегатами;
- якорь устанавливается без переделок (у 638-го якоря больше конус - требуется точёная конусная деталь);
- предельно надёжный щёточный узел (самое слабое место всех 638-х);
- простота установки на двухцилиндровые 360-ки и 634-ки (которых - большинство);
- простота эл. схемы, возможность тестирования и устранения неполадок в дороге (подача напр. на одну из щёток через реле-регулятор (возбуждение) проверяется любым стальным предметом: магнитит-не-магнитит якорь, при включении зажигания. Чаще всего виноваты щётки. При вылете реле-регулятора вместо него последовательно подключается лампа 12 В, 10-15 Вт. Статор и выпрямительный блок подводят редко, а для тестирования достаточно АКБ и контрольки);


Теперь, что нужно:

- Желание!
- сам генератор ИЖ-Ю 12В;
- аккумулятор 12 В, ёмкостью не менее 5 Ач(я использую от источника бесперебойного питания 12В 7,5 АЧ);
- точёный переходник из любой стали; (см. чертеж, на кот. намеренно не приведены: угловое расп. отв. и зоны опиловки лишнего металла с наружного фланчика d 126, - всё равно делается по месту. Диаметр d 102 - нужно уточнить по реальному генератору, сняв с него штатное ал. кольцо);
- c моим вариантом, если неохото оставлять прерыватель, то нужно также датчик холла, коммутатор и комплект автомобильной проводки от зажигания (от жигулей подойдет);
- реле-регулятор (практически любое выносное реле (напр. 121.3702 (ВАЗ), с выводами (15) и (67), или Б и Ш от любого! современного автомобиля. (БПВ14-10 от ИЖ - ненадёжен, редок, в дороге - не ремонтируется!));
- выпрямительный блок на 6 диодов (рабочая "подкова" из автогенератора Г 250, можно б/у, как самая распостранённая, либо самодельный шестидиодный блок на 15 А), я использовал шесть диодов от БПВ14-10, предварительно перепрессовав их в две линейки, благодаря чему выпрямитель смог залезть в генераторный отсек;
- катушка зажигания, двухвыводная, от газели или от оки. я соединил две шестивольтовые катушки последовательно, и получилась одна двухвыводная, вроде пока все работает нормально;
- реле поворотов 12 В, все лампы 12 В, при желании сигнал 12 В;
- незначительная переделка эл. схемы: замена лампочек и проводов генератора, ну и зажигания заодно;
- я также отпилил от планшайбы и от генератора место под одно из трех "ушей" для крепления генератора, чтобы не пилить крышку. как в последствии оказалось хватает 2 болтов;



также вот характеристики трехфазного генератора от ИЖа:

На моделях мотоциклов от ИЖ350 до ИЖП№ и от ИЖЮ до ИЖЮ3 применялся генератор постоянного тока Г36М7 для одноцилиндрового двигателя и Г36М8 - для двухцилиндрового двигателя. Эти генераторы между собой унифицированы (кроме прерывателей). Номинальная мощность генератора 45 Вт при 1700 об/мин.
На мотоциклах <Планета4>, <Планета5>, <Юпитер4>, <Юпитер5> устанавливается генератор переменного тока 281.3701 или ГП7. Технические характеристики приведены в таблице 1.

Таблица 1. Техническая характеристика генераторов 281.3701 и ГП7.
Параметры Величина
Напряжение номинальное, В
14
Мощность номинальная, Вт
140
Начальная частота отдачи номинальной мощности, мин-1
2100
Начальная частота токоотдачи, мин-1
1150
Максимальная мощность при частоте вращения 5000 мин-1, Вт
280
Максимальная частота вращения, мин-1
7000
Направление вращения
левое
Масса, кг
2,05
Обмотка возбуждения, размещенная в пластиковом каркасе, выполнена проводом ПЭТВ-2 диаметром 0,56 мм и содержит (600+5) витков. Сопротивление катушки при температуре окружающей среды (20+5)0 С составляет (6,4+0,3) Ом. Статор, шихтованный из листовой низкоуглеродистой стали, крепится в картере двигателя. Статор имеет 18 зубцов, на которых установлены 3-фазные обмотки. Каждая обмотка состоит из шести катушек непрерывно намотанных проводом ПТВЭМ диаметром 0,9 мм. В каждой катушке по 20 витков, в фазе - 120. Соединение фазных обмоток - на <звезду>.
На мотоцикле <ИЖ-Планета 5-01> установлен генератор 7.107-3701 переменного тока однофазный с возбуждением от постоянных магнитов. Генератор не имеет скользящих контактов и трущихся деталей. Статор генератора имеет две отдельные обмотки: зарядную и силовую.
Питание системы зажигания осуществляется переменным током, остальных потребителей - через выпрямитель-регулятор напряжения постоянным током. Техническая характеристика генератора 7.107-3701 приведена в таблице 2.

Таблица 2. Техническая характеристика генератора 7.107-3701 на постоянных магнитах.
Параметры Величина
Напряжение номинальное, В
14
Мощность номинальная, Вт
70
Начальная частота отдачи номинальной мощности, мин-1
1700
Начальная частота токоотдачи, мин-1
970
Максимальная мощность при частоте 6000 мин-1, Вт
105
Максимальная частота вращения, мин-1
6000
Направление вращения
Левое со стороны привода

Вот собственно чертеж планшайбы.


Далее обещанные фото:

1. Общий вид в сборе:


На этих фото видно, что срезана часть прерывателя (точнее весь он), и установлена площадка под датчик холла. Площадка представляет собой алюминевый кубик в котором сверху просверлены 2 отверстия с резьбой для регулировки датчика холла, а снизу прикручен болтами к генератору.
На второй фото видно что отпилено одно ушко генератора и как следовательно крышку боковую не надо точить/резать.


2. Общий вид без пластины-модулятора:



3. Здесь видно в руках (на прошлых рисунках он лежит в генераторном отсеке) диодный мост.

Этот мост сделаный из ижовского, путем выдирания всего лишнего и перепрессовки диодов в радиаторах (если не перепрессовать прийдется оставить все 3 полоски), из за их различной полярности. все это спрятано в коробочку и обмотано изолентой. Все умещается впритык. Также мост удобнее ставить здесь из за того что количество проводов сокращается и сложнее запутаться. Итого из проводов проходит выход (плюс) генератора, напряжение на обмотку возбуждения ротора, и три провода на датчик холла.


4. Снятый статор:



5. Планшайба прикрученная к картеру:



6. Планшайба сверху и снизу:





7. Статор генератора со снятым нижним кольцом:

Тут также неплохо видно площадку под датчик и как срезан прерыватель.

8. Общий вид в разборе:



Также вот схемка подключения БСЗ:

1 - аккумулятор; 2 - замок зажигания; 3 - свечи зажигания; 4 - двухвыводная катушка зажигания; 5 - вольтметр; 6 - коммутатор; 7 - датчик Холла.

Про настройку БСЗ итак хватает статеек, но если надо то я дополню этой инфой. Скажу только что модулятор стоит 12*56 мм.

Напоследок вот схемка подключения автомобильного реле-регулятора :

1 - Реле регулятор 2 - Ротор(щетки) 3 - Обмотки статора 4 - диодный мост

Диод Д можно и не ставить, если на реле есть своя лампочка, либо она не нужна.



В данной статье использовались материалы из:
- книга Перепелица М.А. Перерва Н.Г. Все о мотоциклах <ИЖ>: Устройство. Техническое обслуживание. Ремонт. Каталог деталей. - Ижевск: Удмуртия, 1997. - 272 с.
- Использован материал из журнала МОТО (N9/2002/стр.103) Автор материала: Сергей ЛАЗУТКИН, г. Балашиха Московской обл
- планшайба и кое что из опыта Олега Романюка. - немного своего оппыта.

Moonlight

Принимается любая критика и предложения. Email: overdrive@hotmail.ru
Размещено с разрешения автора

Идея: Денис Тучин aka Den. Разработка: Алексей Мамонтов aka Lexa. Эмблема: A.Mack
© JAWAold мотоклуб, 2002-2021