JAWAold мотоклуб
Клуб любителей старинной чешской мототехники
КНИГИ
Михеев - Совков - Дочкал - Каталог запчастей
к оглавлению предыдущая ::: следующая

10. ВОЗМОЖНЫЕ ПУТЕВЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ МОТОЦИКЛА

В процессе эксплуатации мотоцикла происходит естественный износ деталей. Не каждый мотоциклист может заметить износ своевременно. Иногда же происходят ошибки в обслуживании и регулировке мотоцикла. Все это вместе взятое вызывает те или иные нарушения в работе мотоцикла.
Здесь не перечисляются неисправности, возникающие у водителей, которые во время эксплуатации руководствуются принципом: мотоцикл должен служить мне, а не я ему. Этот принцип приводит водителей к совершенствованию методов ремонта мотоцикла в дорожных условиях.
Грамотный мотоциклист обслуживает и ремонтирует мотоцикл в более благоприятных условиях, т. е. в домашней мастерской, а на дороге совершенствует мастерство вождения мотоцикла.
Все неисправности, возникающие у нерадивого владельца, перечислить невозможно, так как они не укладываются ни в какую систему и носят иногда просто анекдотический характер. Например, двигатель не заводится или заводится с трудом, но не развивает обороты под нагрузкой (не "тянет") если в горловину глушителя шума впуска попала тряпка, небрежно брошенная под седло. У неаккуратного мотоциклиста подобные "происшествия" бывают часто.
Ниже рассматриваются только те неисправности, которые могут возникнуть в пути при условии, что водитель выехал из гаража на исправном мотоцикле и что мотоцикл не только исправный, но и в хорошем рабочем состоянии. Если же мотоцикл не получает своевременно требуемого ухода, то нахождение неисправности в пути становится похожим на решение задачи с несколькими неизвестными и требует много времени.
Если рассматривать случайные дорожные неисправности (исключая, конечно, падение или наезд), то они могут быть следующими; 1) повреждения и проколы шин; 2) засорение системы питания; 3) вырывание троса из наконечника; 4) перегорание нитей лампочек, нарушение контакта в электрооборудовании (в системе зажигания или освещения); 5) засорение системы выпуска.

ПОВРЕЖДЕНИЯ И ПРОКОЛЫ ШИН

От прокола покрышки и камеры каким-либо острым предметом не застрахован ни один, даже самый "бывалый" мотоциклист. Как известно, средств, исключающих возможность прокола шин, не существует. Можно дать лишь определенные советы и рекомендации, следуя которым можно до какой-то степени уменьшить вероятность повреждения шин.
В первую очередь рекомендуется поддерживать нормальное давление воздуха в шинах, так как при повышенном давлении в покрышку скорее и глубже входит любой острый предмет.
Во время езды по асфальту, да и на других дорогах, всегда нужно быть предельно внимательный к предметам, находящимся па полотне дороги, так как маленькая доска, издали выглядевшая безобидной, вблизи почти всегда оказывается утыканной гвоздями остриям вверх, а блестящие на солнце предметы - кусками разбитых бутылок, при наезде на которые можно не только проколоть покрышку, но и разорвать ее так, что не поможет и вулканизация.
Нужно объезжать все замеченные на дороге "посторонние" (не относящиеся к дорожному покрытию) предметы. Прежде чем выехать с проселочной дороги па асфальт, нужно тщательно осмотреть покрышки и удалить из канавок рисунка протектора весь застрявший мусор, так как очень часто бывает, что предмет, кажущийся на первый взгляд мелким камешком, оказывается воткнувшимся ржавым кусочком железа или гвоздем. Во время езды по грунту он еще не проткнул покрышку насквозь, так как не было необходимой для этого жесткой опоры, а на твердой дороге прокол будет неизбежен.
Выше были рассмотрены некоторые меры, предупреждающие возможность прокола шин, но прокол не единственный виновник утечки воздуха из шин. Очень часто сам водитель бывает виновником спущенной в пути шины. Это происходит, если водитель допускает:
1) езду на слабо накачанных шинах;
2) резкое торможение и злоупотребление мощностью двигателя (трогание с места рывком);
3) небрежный монтаж покрышек на обод колеса. Подробно неисправности шип и способы устранения неисправностей рассмотрены на стр. 137.
В дорожных условиях лучшим способом ремонта спущенной шины следует считать замену поврежденной камеры новой. При отсутствии запасной камеры поврежденную камеру можно заклеить или завулканизировать. Если же нет возможности отремонтировать камеру или поставить запасную, то при необходимости добраться до места своим ходом камеру из покрышки нужно демонтировать, пустую покрышку плотно набить подручными материалами (сеном, топкими ветками, сухими листьями, опилками и т. п.), а затем смонтировать ее борт на обод. Ехать на такой "шине" нужно осторожно, не прибавляя резко газ и тормозить только тормозом неповрежденного колеса; как правило, это может быть только переднее. Вообще случаи прокола камеры переднего колеса чрезвычайно редки.
При плотной набивке покрышки и аккуратной езде удается сохранить покрышку. Езда же на спущенной шине приводит к безвозвратной порче камеры, покрышки, а иногда и обода.

НЕИСПРАВНОСТИ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ

Соблюдение элементарной чистоты при заправке мотоцикла топливом является гарантией бесперебойной работы системы питания.
В пути при хорошо отрегулированном карбюраторе в системе питания могут возникнуть следующие неполадки:
1) загрязнение сетки воздухофильтра при езде по пыльным дорогам;
2) засорение клапана поплавка и жиклеров карбюратора при небрежной заправке мотоцикла грязным топливом или из грязной емкости;
3) перебои в работе двигателя в результате попадания воды в топливо, если при заправке во время дождя не прикрывать наливную горловину бака;
4) выпадение дозирующей иглы из дросселя в распылитель в результате соскакивания запорной защелки.
Признаки возникновения неисправностей, перечисленных в 1-4 пунктах, и способы их устранения описаны на стр. 26-29.
К этому перечню можно добавить аварийное повреждение бака. В этом случае отверстие бака можно временно залепить обыкновенным мылом.
Для заделки повреждения мотоцикл нужно установить или положить так, чтобы бензин не вытекал из пробоины (предварительно сняв аккумулятор), а тщательно очищенное место повреждения замазать намоченным мылом. Когда мыло подсохнет, мотоцикл можно поставить в нормальное положение. Заделку пробоины удобнее производить, сняв бак с мотоцикла, но иногда все же нужно сначала положить мотоцикл набок, чтобы не лишиться остатков горючего.

ПОВРЕЖДЕНИЕ ТРОСОВ

В пути "неожиданно" трос оборваться не может. Обрыву троса всегда предшествует перетирание части жил, которые цепляются за спираль оболочки и затрудняют, а в конце-концов делают невозможным управление тем или иным устройством. Совершенно очевидно, что в этом случае замены троса не избежать и чем раньше это сделать, тем лучше.
В пути происходит не обрыв троса в полном смысле слова, а его вырывание из наконечника. Причем контролировать качество пайки этого узла при монтаже и профилактике практически невозможно (если не перепаивать наконечник).
Поврежденный трос нужно заменить (вместе с оболочкой) из запасного комплекта, который необходимо возить с собой, а приехав домой, трос отремонтировать. Конец поврежденного троса нужно оберегать от распускания, замотав его тонкой проволокой или нитками, а вырванный наконечник - сохранить для ремонта.
Если с собой нет запасных тросов, то при обрыве троса газа, что при надлежащем уходе происходит крайне редко, можно временно воспользоваться проволокой (конечно, если она найдется), пропустив ее через оболочку и сделав на концах закрутки. При повреждении троса сцепления можно добраться до места, пользуясь автоматическим механизмом.
Если из строя вышел трос тормоза, придется, соблюдая меры предосторожности, предусмотренные правилами движения транспорта, продолжать движение, пользуясь только одним тормозом и при первой же возможности отремонтировать или заменить трос.

НЕИСПРАВНОСТИ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

Если электромонтаж произведен на мотоцикле небрежно, т. е. провода имеют нарушенную изоляцию, а контакты закреплены кое-как, то нахождение причины замыкания в цепи или места, где нарушен контакт, представляет очень трудную задачу, особенно в пути. По тому при проведении профилактических работ следует осматривать и закреплять в клеммах электропроводку, а провода с нарушенной изоляцией немедленно заменять либо ремонтировать.
Как же поступать, если работа электрооборудования все же нарушилась в пути?
Ночью нужно осветить рабочее место переносной лампой. Для этого можно использовать контрольную лампу, подключив ее к аккумулятору. Во время дождя, прежде чем заняться ремонтом электрооборудования, необходимо найти укрытие для мотоцикла и, по возможности, для себя или, в худшем случае, обеспечить сухое "операционное поле", накрывая часть мотоцикла и свои руки накидкой, плащом и другими предметами, без которых опытный мотоциклист не отправляется в поездку.
Приборы электрооборудования нельзя открывать под дождем, так как вода, попавшая в приборы, может быть причиной новой более серьезной неисправности, чем та, которую нужно устранить. При возникновении неисправности сначала следует попытаться установить ее причину и место путем логического анализа, а уже затем приступать к разборке и ремонту узла.
При всех манипуляциях с электрооборудованием сначала рекомендуется вынимать предохранитель, так как при работе легко замкнуть провода на массу, после чего неизбежно сгорит предохранитель.
К путевым неисправностям электрооборудования у мотоциклов "Ява" надо отнести перечисленные ниже.
Система зажигания. Одной из причин отказа системы зажигания может быть нарушение контакта в цепи питания первичной обмотки бобины (катушки зажигания).
Клеммы 1 и 15 на катушке зажигания расположены так, что легко подвержены действию влаги, особенно во время движения в дождливую погоду, что вызывает их коррозию и потерю токопроводности. Контакт может быть нарушен и при внешне плотно затянутых гайках и отсутствии подвижности в соединении. Эта неисправность сопровождается перебоями в работе двигателя и его затрудненным запуском, особенно после стоянки. Устраняется эта неисправность после снятия клеммных наконечников и очистки их от окислов. После установки проводов на место клеммы снаружи можно покрыть смазкой 1-13.
Неполадки в системе зажигания могут возникнуть и в результате неисправности или механического повреждения прерывателя, например:
1) износ или поломка пятки молоточка (подвижного контакта) прерывателя из-за недостатка смазки;
2) ослабление винтов, крепящих детали прерывателя;
3) нарушение зазора между контактами прерывателя и изменение величины опережения зажигания; как правило, это бывает следствием двух первичных причин;
4) обгорание контактов в результате попадания на них грязи и масла или из-за нарушения работы конденсатора.
Конденсатор может испортиться при сильном перегреве двигателя. Обнаруживается это по перебоям в работе двигателя. В случае нарушения работы конденсатора между контактами прерывателя наблюдается сильное искрение. В отличие от этого нарушение контактов на катушке зажигания не вызывает искрения между контактами прерывателя. Поврежденный конденсатор необходимо заменить.
При движении мотоцикла всякие неполадки в работе прерывателя сопровождаются перебоями в работе двигателя и "вялым" разгоном мотоцикла, а холодный двигатель заводится хуже, чем обычно или совсем не заводится. Устраняются эти неисправности прерывателя регулировкой величины опережения, чисткой контактов или установкой нового молоточка (при поломке) с последующей регулировкой величины опережения зажигания.
Система освещения и сигнализации. В системе освещения и сигнализации наиболее вероятны следующие неисправности:
1) перегорание нитей лампочек;
2) нарушение контакта (иногда с потерей винта) у проводов звукового сигнала;
3) короткое замыкание, возникшее в результате ослабления контактного винта клеммы и замыкания освободившегося проводника на массу (часто бывает внутри кожуха фары). Для закрепления проводов в клеммах следует иметь запасные винты и брать их с собой в дорогу;
4) обрыв проводников кабеля, подводящего ток к лампочкам грязевого щитка коляски.
Способы устранения этих неисправностей слишком очевидны и специального рассмотрения не требуют. Можно только добавить, что в комплекте запчастей при мотоцикле следует иметь моток многожильного провода на случай замены вышедшего из строя.

СИСТЕМА ВЫПУСКА

Во время загородных поездок иногда происходит засорение выходных отверстий в глушителях шума выпуска. Это случается, как правило, при маневрировании в канаве, глубокой грязи, или при установке мотоцикла на стоянку, после чего завести заглохший двигатель не удается. В этом случае следует тщательно осмотреть глушители и при необходимости прочистить их.
Внешним признаком возможного засорения выходных щелей глушителей (еще до заводки двигателя) является грязь, находящаяся на концах глушителей.

МЕЛКИЕ ДОРОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ

В дороге может произойти потеря болта или гайки, поэтому всегда нужно возить с собой запас крепежа М6 и М8 по 1-2 штуки. Болты должны быть разной длины.
Вот, пожалуй, и весь перечень типично путевых неисправностей мотоциклов "Ява".
Серьезные неполадки в работе мотоцикла (стуки, шумы, потеря мощности двигателя и др.) появляются, как правило, не сразу, а постепенно, и водитель по ряду признаков должен обнаружить их задолго до того, как они смогут перерасти в путевую неисправность. Конечно, они, безусловно, проявляются и определяются в движении, т. е. в пути, но они именно проявляются, а не возникают в пути. Мотоцикл в таком случае надо регулировать или ремонтировать, не дожидаясь его выхода из строя в дороге. Своевременное обнаружение признаков ненормальной работы узлов и механизмов мотоцикла позволит устранить неисправности в гараже, а не во время загородной прогулки или деловой поездки.
к оглавлению предыдущая ::: следующая
Идея: Денис Тучин aka Den. Разработка: Алексей Мамонтов aka Lexa. Эмблема: A.Mack
© JAWAold мотоклуб, 2002-2021