JAWAold мотоклуб
Клуб любителей старинной чешской мототехники
КНИГИ
Михеев - Совков - Дочкал - Каталог запчастей
к оглавлению предыдущая ::: следующая

I. УСТРОЙСТВО, ОБСЛУЖИВАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОТОЦИКЛОВ "ЯВА" И ПРИЦЕПНОЙ КОЛЯСКИ "ВЕЛОРЕКС"

Чехословацкие серийные мотоциклы "Ява" появились на дорогах нашей страны в прошлом десятилетии, так что советские мотоциклисты уже давно оценили достоинства этой изящной, быстроходной и надежной машины. Сейчас на дорогах Советского Союза можно встретить мотоциклы "Ява" с пробегом более 100000 км, что доказывает их высокую надежность.
Со времени появления в Советском Союзе первого мотоцикла "Ява" в его конструкцию внесены большие изменения, улучшившие эксплуатационные качества мотоцикла. Завод-изготовитель постоянно совершенствует конструкцию мотоцикла и ежегодно вносит в нее новые элементы. Благодаря усилиям заводских конструкторов облегчены и упрощены операции, связанные с профилактическими и ремонтными работами. Поэтому уход за мотоциклом прост и не занимает много времени.
Изящный внешний вид хорошо согласован с рациональным конструктивным решением как мотоцикла в целом, так и отдельных его узлов. Конструкция мотоциклов "Ява" отличается оригинальными элементами, многие из которых запатентованы: двигатель с защищенным карбюратором; механизм переключения передач, объединенный с механизмом выключения и включения сцепления; передняя телескопическая вилка, образующая с фарой обтекаемого вида узел; ящики для инструмента и аккумуляторной батареи; электрический указатель "нейтрали" в коробке передач, пусковой рычаг, являющийся одновременно рычагом переключения передач и имеющий для пуска и переключения один общий вал; автоматическая смазка оси задней качающейся вилки и др.
Большим достоинством мотоцикла "Ява" является мягкий ход. Его обеспечивают телескопическая вилка и задняя маятниковая подвеска, весьма эффектно гасящие толчки. Благодаря наличию хорошо работающей подвески колеса мотоциклы не теряют контакта с дорожным покрытием, а это очень важно для обеспечения безопасности езды. Мотоцикл имеет удобное двойное седло.
Электрооборудование работает надежно. Фара хорошо освещает дорогу (именно хорошо, хотя и не очень ярко). Направление света фары очень легко и быстро регулируется даже во время движения.
Мотоциклы "Ява" снабжены эффективными тормозами.


Рис. 1. Общий вид мотоцикла Ява-350 модели 354/04

Высокую оценку заслуживает бесшумная работа шестерен, звездочек, цепей, кожухов и амортизаторов (конечно при надлежащем уходе), что способствует уверенности водителя, как в себе, так и в мотоцикле.
Легкий и быстрый запуск двигателей мотоциклов "Ява" уже никого не удивляет, особенно легко заводится двухцилиндровая модель. Мотоциклист очень скоро приобретает необходимую для запуска практику: знает, когда нужно утопить поплавок карбюратора, а когда нет, и если надо, то сколько времени держать его утопленным. Двигатели мотоциклов "Ява" имеют спокойный уравновешенный ход на всем диапазоне оборотов коленчатого вала.
Механизм выключения сцепления, объединенный с ножным переключением передач, помогает водителю при быстрой езде по извилистым дорогам и в условиях интенсивного городского движения или бездорожья, т. е. везде, где основное внимание необходимо уделять дорожной обстановке и крепко держать руль.
На рис. 1 показан общий вид мотоцикла Ява-350 модели 354/04.

Таблица 1
Техническая характеристика мотоциклов "Ява"

Параметры Модель
353/04 354/04 559/02 354/06 559/04 360/00
Габаритные размеры и общие данные
Габаритные размеры в мм, (длина X ширина X высота) 1980 X 650 X 1025
Высота седла над плоскостью дороги в мм 750
Дорожный просвет в мм 180
База в мм От 1335 до 1355
Угол наклона оси рулевой колонки в град 62
Вес (сухой) в кг 129 138,5 128 139 128 139
Грузоподъемность в кг 160
Емкость топливного бака в л 13,5
Расход топлива на 100 км пути при скорости 60 км/ч в л 3 3,5 3,2 3,6 3,2 3,6
Максимальная(при прямой посадке) в км/ч 105 115 105 115 105 115
Максимальный преодолеваемый

Подъем пути при полной нагрузке в %
45 50 35,2 39 39 40
Тормозной путь со скорости

40 км/ч в м
Тормозом переднего колеса 30,8 18
Тормозом заднего колеса 30,8 15
Тормозами обоих колес 12,5 11
Двигатель
Тип двигателя Двухтактный, воздушного охлаждения
Число цилиндров 1 2 1 2 1 2
Диаметр цилиндра в мм 65 58 65 58 65 58
Ход поршня в мм 75 65 75 65 75 65
Рабочий объем цилиндров в см³ 248,5 344 248,8 344 248,8 344
Степень сжатия 7,2 7,4 7,7 8 7,7 8
Максимальная мощность в л.с. 12 16 14 18 14 18
Число оборотов в минуту при максимальной мощности 4750 4750 5000 5250 5000 5250
Система питания
Карбюратор Йиков 2920 СБД 2924СБД 2926СД 2926СБД 2920СД 2926СБД
Диаметр диффузора карбюратора в мм 26 24 26 26 26 26
Воздухоочиститель Сетчатый

контактно-маслянный
Сухой микрофильтр Сетчатый контактно-маслянный Сухой микрофильтр
Топливный фильтр В наливной горловине бака и кранике бака
Топливная смесь Автомобильный бензин марок A-72, A-74, A-76 (ГОСТ 2084-67) с маслом в пропорции от 25:1 до 20:1
Силовая передача
Моторная передача однорядной неразъемной безроликовой цепью 3/8" X 3/8"

(число звеньев)
60 64 60 64 60 64
Задняя передача от коробки передач к заднему колесу разъемной роликовой цепью 1/2" Х 15/16" (число звеньев + замковое звено) 119+1 117+1 119+1 117+1 119+1 117+1
Число зубьев звездочек:
моторная передача 45/22 45/27 45/22 45/27 45/22 45/27
задняя передача 46/19 46/17 46/18 16/17 46/18 46/17
Сцепление Пятидисковое, со стальными дисками с пробковыми вкладышами; работает в масляной ванне
Коробка передач Четырехступенчатая
Число зубьев шестерен:
1-я передача 19/12 X 24/12 19/12 X 24/12
2-я передача 19/12 X 19/17 19/12 Х 20/16
3-я передача 19/12 Х 16/20 19/12 Х 17/19
4-я передача Прямая
Общие передаточные числа (от двигателя к заднему колесу)
1-я передача 1:15,67 1:14,27 1:16,5 1:14,3 1:16,5 1:14,3
2-я передача 1:8,76 1:8,92 1:10,3 1:8,9 1:10,3 1:8,9
3-я передача 1:6,26 1:6,38 1:7,4 1:6,4 1:7,4 1:6,4
4-я передача 1:4,95 1:4,50 1:5,2 1:4,5 1:5,2 1:4,5
Общее передаточное отношение пускового механизма 1:3,41 1:2,78 1:3,61 1:2,78
Число зубьев передачи привода спидометра 5/11 5/12 5/11 5/12 5/11 5/12
Электрооборудование
Аккумуляторная батарея 3М14 (6в, 14а/ч)
Генератор ПАЛ (6в, 45вт)
Система зажигания Динамо-батарейная; самостоятельная для каждого цилиндра
Приборы системы зажигания:
катушка зажигания ПАЛ (6 в) ПАЛ (14-8RZ)
свечи ПАЛ (14-7RZ) ПАЛ (14-8RZ)
конденсаторы ПАЛ (0,25 мкф) ПАЛ (14-8RZ)
прерыватель ПАЛ ПАЛ (14-8RZ)
Фара, задний фонарь, сигнал, лампы включатель стоп-сигнала (марка) ПАЛ ПАЛ (14-8RZ)
Ходовая часть
Рама Сварная из труб прямоугольного профиля
Подвеска переднего колеса Пружинно-телескопическая вилка с гидравлическими амортизаторами
Максимальный ход передней вилки в мм 150
Подвеска заднего колеса Качающаяся вилка с пружинно-гидравлическими амортизаторами
Максимальный ход вилки в мм 100
Колеса Невзаимозаменяемые Взаимозаменяемые

Размер ободов 1,85Б X 16"
Размер шин
переднего колеса 3,25" X 16" 3,25" X 16"
заднего колеса 3,25" X 16" 3,50" X 16"
Давление в шинах колес в кг/см²
передней 1,25
задней без пассажира 1,5
задней с пассажиром 2,0
Размеры колодочных тормозов в мм 16/35

Техническая характеристика мотоциклов Ява-250 и Ява-350, завезенных в Советский Союз до 1968 г., приведена в табл. 1.
Легкая прицепная коляска "Велорекс" сконструирована специально для мотоциклов "Ява". Ее внешний вид хорошо гармонирует с мотоциклом - рис. 2.


Рис. 2. Общий вид прицепной коляски "Велорекс" модели 560

Коляска "Велорекс" рассчитана на нагрузку, не превышающую 105 кг, т. е. на перевозку одного взрослого пассажира с багажом. С общей нагрузкой до 200 кг мотоцикл Ява-350 с коляской легко движется как по асфальту, так и по проселочным дорогам.
На мотоцикле "Ява" с коляской не рекомендуется возить троих взрослых пассажиров с багажом на большое расстояние.

Техническая характеристика прицепной коляски "Велорекс"

Общая длина (с мотоциклом) в мм 2030
Общая ширина (с мотоциклом) в мм 1470
Длина кузова в мм 1670
Высота прицепа с ветровым щитком в мм 1150
Длина внутреннего пространства кузова (от спинки кресла) в мм 1010
Дорожный просвет в мм 195
Ширина колеи, образованной колесами мотоцикла и прицепа, в мм 1025-1050
Вынос колеса прицепа по отношению к заднему колесу мотоцикла в мм 190
Вес прицепа в кг 70
Максимальная нагрузка в кг 105
Схождение колеса прицепа, измеряемое на уровне переднего края переднего колеса мотоцикла в мм 30
Угол развала колеса прицепа в град 3
к оглавлению предыдущая ::: следующая
Идея: Денис Тучин aka Den. Разработка: Алексей Мамонтов aka Lexa. Эмблема: A.Mack
© JAWAold мотоклуб, 2002-2021