JAWAold мотоклуб
Клуб любителей старинной чешской мототехники
КНИГИ
Михеев - Совков - Дочкал - Каталог запчастей
к оглавлению предыдущая ::: следующая

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

Коробка передач передает крутящий момент от двигателя через муфту сцепления на заднее колесо мотоцикла.
На всех рассматриваемых моделях мотоциклов применена одинаковая по конструкции коробка передач (рис. 60). Первичный 16 и промежуточный 4 валы расположены параллельно. На левом лицевом конце первичного вала установлены детали сцепления. Правый конец ервичного вала свободно входит в бронзовую втулку ступицы шестерни четвертой передачи. В коробке передач установлены четыре пары шестерен, причем шестерни каждой пары находятся в постоянном зацеплении, Ведущая шестерня 17 первичного вала сделана как одно целое с валом. Ведомая шестерня 1 первой передачи свободно вращается на промежуточном валу, а ведущая шестерня 15 второй передачи - на первичном валу. Эта шестерня находится в постоянном зацеплении с ведомой шестерней 2 второй передачи. Кулачки ш стерни 2 при определенном ее положении входят в зацепление с ведомой шестерней первой передачи. Ведомая шестерня 2 второй передачи может передвигаться по шлицам промежуточного вала. Ведущая шестерня 14 третьей передачи находится в постоянном зацеплен и с ведомой шестерней 3 третьей передачи, которая свободно вращается на промежуточном валу. Ведущая шестерня третьей передачи снабжена кулачковой муфтой, при помощи которой она может соединяться с шестерней со ступицей (вторичным валом 13). Эта шестерня является шестерней четвертой передачи и постоянно соединена с шестерней, выполненной как одно целое с промежуточным валом. -.
Каждая из пар подвижных шестерен (второй и третьей передач) передвигается по валам соответствующей вилкой. Каждая шестерня этих пар имеет на ступице кольцевой паз, в который входит вилка переключения. В кольцевые пазы второй передачи входит левая вилка 9, в пазы третьей передачи - правая 7.
На конце каждой вилки приклепан палец (поводок), входящий в паз кулисы переключения. Кулиса установлена на центральном штифте и может поворачиваться вокруг него в зависимости от направления движения рычага и вала переключения передач. В положении, со тветствующем включению передачи, кулиса фиксируется шариком, который под действием пружины входит в пазы выштампованные сбоку кулисы. При повороте кулисы она воздействует на поводки вилок переключения передач. Обе вилки надеты на общую ось 10, по которой они могут двигаться вправо или влево, перемещая определенную пару шестерен.


Рис. 60. Коробка передач:
а - разрез коробки передач; б - детали; 1 - ведомая шестерня (24 зуба) первой передачи; 2 - ведомая шестерня (20 или 19* зубьев) второй передачи; 3 - ведомая шестерня (17 или 16* зубьев) третьей передачи; 4 - промежуточный вал с ведомой шестерней (12 зубьев) четвертой передачи; 5 - ведущая звездочка задней передачи; 6 - шарикоподшипник 6205 вторичного вала; 7 - правая вилка переключения передач; 8 - держатель с кулисой; 9 - левая вилка переключения передач; 10 - ось вилок; 11 - шарикоподшипник 630 первичного вала; 12 - дистанционная шайба промежуточного валя; 13 - вторичный вал; 14 - ведущая шестерня (19 или 20* зубьев) третьей передачи; 15 - ведущая шестерня (16 или 17* зубьев) второй передачи; 16 - первичный вал; 17 - ведущая шестерня (12 з бьев) первой передачи; 18 - дистанционная шайба первичного вала (числа со звездочкой относятся к шестерням мотоциклов, выпущенным до 1963 г.)


Рис. 61. Схема работы коробки передач:
I-IV - передачи; 1-4 - ведомые шестерни соответственно первой, второй, третьей, четвертой передач; 5 - ведущая звездочка задней передачи; 6-9 - ведущие шестерни соответственно четвертой, третьей, второй, первой передач

Держатель с кулисой 8 (механизм переключения передач) прикреплен к картеру с левой стороны четырьмя винтами с потайными головками.
Крутящий момент при включении первой передачи (рис. 61) передается от шестерни 9 на шестерню 1, затем через кулачковую муфту на промежуточную шестерню 2, скользящую по шлицам промежуточного вала, далее на промежуточный вал и через шестерню 4 на шестерню 6.
При включении второй передачи левая вилка переключения передвигает пару шестерен второй передачи вправо, в результате чего ведущая шестерня 8 второй передачи, перемещаясь по первичному валу, заходит на его шлнцевую часть примерно на 5 мм. Крутящий момент при этом передается на ведущую шестерню 8 второй передачи, затем на шестерню 2 промежуточного вала, далее на промежуточный вал и, наконец, через шестерню 4 промежуточного вала на шестерню 6.
При включении третьей передачи правая вилка переключения сдвигает пару шестерен третьей передачи влево, в результате чего шестерня 3 входит в зацепление со шлицами промежуточного вала. Крутящий момент передается на шестерню 7, далее на шестерню 3 и на промежуточный вал. Шестерня 4 промежуточного вала передает вращение шестерне 6.
При включении четвертой (прямой) передачи правая вилка переключения передач сдвигает пару шестерен третьей передачи вправо, в результате чего шестерня 7 передвигаясь по шлицам первичного вала, соединяется с шестерней 6 посредством кулачков.

Неисправности и ремонт

Ниже указаны наиболее часто встречающиеся неисправности коробки передач, их причины и способы устранения.
1. Педаль переключения передач не возвращается в исходное положение после включения передачи. Это может происходить при ослаблении крепления держателя кулисы из-за отвертывания винтов крепления держателя, выпадении направляющего штифта собачки и поворота ее на 180° вокруг своей оси (при этом выключается сцепление), а также при поломке или сильной деформации нижней возвратной пружины вала переключения передач. Чтобы проверить и завернуть винты крепления кулисы, определить положение собачки, достаточно снять левую крышку картера двигателя и пусковой сектор. Осмотреть и заменить пружину или отремонтировать собачку можно после снятия вала переключения передач (см. раздел "Разборка картера").
2. Педаль переключения передач при попытке включить низшую передачу (на педаль нажимают снизу вверх) занимает вертикальное положение. Причина неисправности заключается в том, что из-за малой площади соприкосновения валов (в результате износа зубьев вала кик-стартера) они выходят из зацепления. Это легко проверить по следу на зубьях вала кик-стартера после его снятия. Неисправность можно устранить путем наплавления на рабочие кромки твердого сплава "Сормайт"2 или уменьшения толщины упорных бортиков на вале кик-стартера и втулке (выпрессовав ее из крышки) при помощи токарного станка. В пути такую неисправность можно устранить, подложив под крышку двигателя прокладку толщиной 3 мм.
Однако самым надежным способом устранения указанной неисправности является замена валов. Проверяют площадь соприкосновения зубьев валов при помощи краски. Ее наносят на зубья вала, ставят вал вместе с крышкой двигателя на место и несколько раз включа т передачи. По следам краски в пазе вала переключения, которые будут видны после снятия .крышки с валом кик-стартера, определяют площадь соприкосновения зубьев при зацеплении валов.
3. Затрудненное включение передач. Если сцепление исправно, то причинами этого могут быть: ослабление крепления держателя кулисы (определяют и устраняют как при первой неисправности), чрезмерные зазоры между осью держателя и отверстием кулисы или ось вилок и отверстиями в картере двигателя вследствие износа. Для замены изношенных деталей необходимо разъединить половины картера (см. раздел "Разборка картера").
4. Не включаются передачи при нормальном ходе педали переключения. Это может происходить из-за поломки вилки переключения передач, повреждения ступеньки на кулисе, в которую упирается собачка, поломки зубьев на конце вала переключения, заедания собачек в гнездах. Определить все причины и устранить две последние можно после снятия вала переключения, а для замены вилок переключения и кулисы с держателем необходимо разъединить половины картера (см. раздел "Разборка картера").
5. Самопроизвольное включение или выключение передач. Причинами неисправности могут быть износ кромок щлицев шестерен и валов коробки или кулачков и отверстий шестерен; износ частей вилок, входящих в кольцевые пазы шестерен; поломка пружины фиксатора появление зазора между шарикоподшипником 6205 и гнездом для него в картере или износ этого подшипника.
Причины (п.п. 1-3) можно установить после снятия пускового сектора, а остальные - после разъединения половин картера.
Следует учитывать, что самопроизвольное включение первой передачи происходит из-за износа кулачков шестерни 2 (см. рис. 61) промежуточного вала и соответствующих им отверстий шестерни 1 промежуточного вала, так как при этом левая вилка переключения з фиксирована в левом положении, а промежуточная шестерня 2 второй передачи отодвигает вилку вправо, вследствие чего наблюдается интенсивный износ вилки или даже поломка ее.
Самопроизвольное выключение второй передачи возникает при наличии сколов на кромках шлицев первичного вала и выкрашивании соответствующих внутренних кромок шестерни 8. Эксплуатация мотоцикла с таким дефектом вызывает износ вилки переключения. Под действием давления, которое шестерня оказывает на вилку в момент самопроизвольного выключения, вилка может сломаться.
Самопроизвольное выключение третьей передачи (наблюдаемое наиболее часто) происходит из-за того, что зубья шестерни 3 заходят на недостаточную глубину на шлицы промежуточного вала, как правило, вследствие большого осевого перемещения его. Это перемещение можно определить, не разбирая картер, путем измерения длины выступающего конца вала со стороны привода спидометра при крайних положениях вала. Допускаемая величина перемещения вала 0,2-0,4 мм.
Самопроизвольное выключение четвертой передачи возникает в случае износа (скругления) кулачков шестерни 7 и соответствующих им отверстий в шестерне 6. Принудительное разъединение кулачков, т. е. перемещение шестерни 7 влево, как и в предыдущих случая , вызывает износ или поломку правой вилки переключения передач.
Четвертая передача может самопроизвольно выключаться, если шестерня при сборке двигателя не была вставлена в шарикоподшипник 6205 до упора. В этом случае кулачки шестерни 7 при включении четвертой передачи плотно входит в отверстия шестерни 6, но шар к фиксатора не попадает в выемку кулисы, соответствующую данной передаче, так как правая вилка переключения не доходит до нормального положения, из-за чего кулиса не может повернуться до конца. Такая же неисправность может возникнуть, если шарикоподшипник 6205 постепенно сдвигается в гнезде картера внутрь двигателя или ступица вторичного вала выдвигается из шарикоподшипника в том же направлении.
Затрудненное включение четвертой передачи может вызываться поломкой первичного вала (обычно в месте выхода его из шестерни 6). К этому приводит большое радиальное биение ее, появляющееся при износе посадочного гнезда или подшипника 6205 из-за резкого включения сцепления при эксплуатации мотоцикла.
Валы и шестерни с закругленными или поврежденными кромками шлицев, вилки с износом трущейся поверхности более чем на 0,2 мм или с ослабленным креплением поводка заменяют новыми.
Если эксплуатировать мотоцикл при самопроизвольном выключении первой передачи, то окончательно выйдут из строя левая вилка переключения и шестерни 1 и 2, второй передачи - левая вилка переключения, первичный вал и шестерня 8, третьей передачи - права вилка переключения, промежуточный вал и шестерня 3, четвертой передачи - правая вилка, шестерни 6 и 7.
В мотоциклах, выпускавшихся до 1963 г., шестерни в коробке передач располагались иначе, чем на последующих моделях. На первичный вал (считая с левой стороны двигателя) ставились шестерни с 17 и 20 зубьями (в настоящее время с 16 и 19 зубьями). На промежуточный вал (начиная слева) ставились шестерни с 19 и 16 зубьями. Этим и объясняется, что в разных источниках указано различное расположение шестерен. В результате изменения передаточных чисел скорость мотоцикла на второй и третьей передачах несколько снизилась (при одинаковом числе оборотов коленчатого вала), а крутящий момент соответственно увеличился. Во время движения столь незначительное изменение величины крутящего момента и скорости практически не ощущается. Поэтому если при ремонте мотоцикла невозможно приобрести какую-либо шестерню, то в случае одностороннего износа кулачков шестерен 7 и 2 с 19 и 20 зубьями или шлицев шестерен 8 у 3 (16 и 17 зубьев) можно временно поменять шестерни местами.
Нельзя менять местами только-две шестерни одной какой-либо пары, надо обязательно переставлять также и две шестерни второй пары. В результате такой перестановки шестерни будут передавать крутящий момент не работавшей ранее (неизношенной) стороной кулачков или шлицев. Следует отметить что при торможении двигателем крутящий момент имеет обратное направление и шестерни опять могут самопроизвольно выходить из зацепления.
Если при ремонте невозможно приобрести шестерню, например шестерню с 17 зубьями, вместо нее можно поставить шестерню с 16 зубьями. Тогда находящуюся в постоянном зацеплении с ней шестерню (с 19 зубьями) следует заменить на шестерню с 20 зубьями.
Вместо шестерен первой и второй передачи (с 16 и 20 зубьями) можно соответственно поставить шестерни с 17 и 19 зубьями, не заменяя шестерни третьей и четвертой передач.

Сборка и регулировка

Сборку полностью разобранной коробки передач производят в следующем порядке.
Привертывают четырьмя винтами механизм переключения передач и закернивают головки винтов. Кулису механизма поворачивают в любое положение, за исключением положения, соответствующего включению первой и четвертой передач (иначе сборка деталей и коробки передач будет несколько затруднена). Лекими ударами деревянного молотка ставят первичный вал в шарикоподшипник 6303.
Надевают на первичный вал шестерню 8 (см. рис. 61) кольцевым пазом к левой стороне картера, В паз вставляют рабочую кромку вилки переключения передач, одновременно вдвинув поводок вилки в фигурный паз кулисы.
Устанавливают на вал шестерню 7 и, придерживая ее пальцами, вставляют кромку второй вилки в кольцевой паз шестерни, обращенный к правой стороне картера. Одновременно поводок вилки вдвигают в правый паз кулисы.
После этого, совместив точно сквозные отверстия в вилках и в направляющем уголке кулисы, вставляют в них ось вилок переключения (рис. 62). Обычно ось слегка покачивают для облегчения вхождения в отверстия, а вилки в этот момент придерживают пальцем, иначе они могут выйти из пазов шестерен. Ось вилок вдвигают проточенным концом так, чтобы она вошла в отверстие в левой половине картера. Если ось не войдет в отверстие картера, то нельзя будет собрать двигатель.
Собирают шестерни промежуточного вала. Опускают шестерню 8 (см. рис. 61) под левую вилку. На рабочую кромку левой вилки переключения устанавливают шестерню 2, повернув ее кулачками к левой стороне картера, а на правую вилку - шестерню 3 так, чтобы кольцевой паз ее был обращен к правой стороне картера.
Промежуточный вал вставляют в отверстия всех шестерен, слегка поворачивая его вправо и влево так, чтобы его конец полностью вошел в левую половину картера. Об этом судят по длине конца вала, выходящего из картера.


Рис. 62. Вдвигание оси вилок переключения

После сборки валов и шестерен проверяют работу коробки передач и производят ее регулировку. В первую очередь проверяют, легко ли вращаются первичный и промежуточный валы. Затем, вращая пальцами ось вилок переключения, проверяют легкость вращения оси, сначала повернув кулису переключения в положение, соответствующее включению первой передачи, затем - четвертой. Заедание оси указывает на то, что она погнута. Такую ось необходимо заменить. Изгиб оси можно установить, прокатив ее по ровной поверхности (стеклу).
При положении кулисы, соответствующем включению четвертой передачи, проверяют взаимное положение пальца правой вилки и края фигурного паза кулисы (рис. 63). Между краем паза и пальцем вилки обязательно должен быть зазор (любой). При проверке первичны и промежуточный валы должны быть установлены перпендикулярно плоскости разъема картера и плотно прижаты рукой к левой его половине. Если зазор отсутствует, то при включении четвертой передачи край фигурного паза кулисы будет давить на поводок вилки верх, а противоположная рабочая кромка вилки прижмётся к борту кольцевого паза шестерни третьей передачи, расположенной на промежуточном валу, что может вывести вилку из строя. Одновременно поводок левой вилки будет прижат вниз, а рабочая кромка ее с силой прижмется к днищу кольцевого паза шестерни второй передачи, вследствие чего может выйти из строя левая вилка.
Поворачивают кулису в положение, соответствующее включению первой передачи. В этом положении также проверяют наличие зазора между пальцем вилки и другим краем фигурного паза. В том случае, если с какой либо стороны зазор отсутствует, стакан, в которо размещены шарик и пружина фиксатора кулисы, подгибают специальным ключом (рис. 64) до появления зазора между пальцем вилки и краем паза. Однако необходимо учитывать, что после многократных подгибаний стакан фиксатора может сломаться.


Рис. 63. Проверка зазора между краем паза кулисы и пальцем вилки (а - зазор)


Рис. 64. Подгибка стакана фиксатора кулисы и ключ для подгибания стакана

Затем проверяют наличие осевого зазора между шестернями 2 и 1 (см. рис. 61). Зазор должен быть не более 0.3-0,4 мм. Величину зазора контролируют при помощи щупов 0,3 и 0,4 мм, используемых для установки зазора между контактами прерывателя, или стальными калиброванными проволоками. При отсутствии зазора во время работы первой передачи левая вилка переключения может испытывать большое боковое (осевое) давление, в результате чего поверхностный слой вилки буде изношен. Слишком большой зазор устраняют, устанавливая стальную закаленную шайбу соответствующей толщины между бортиком бронзовой втулки (левым подшипником скольжения) и шестерней 1.
Однако при этом уменьшается осевое перемещение промежуточного вал. Если, например, осевое перемещение промежуточного вала до разборки двигателя составляло 0,3 мм, а подложенная шайба имеет толщину 0,6 мм, то после сборки вал будет зажат между правой и левой половинами картера, в результате чего могут быть повреждены бронзовые втулки его подшипников. Поэтому нужно убрать с правого конца промежуточного вала дистанционную шайбу (если она имеется) или сточить бортик правой бронзовой втулки, предварительно нагрев картер до температуры 80-100° С и выпрессовав из него втулку. Перед выполнением этих операций надо уточнить величину зазоров и толщину шайб.
Если же зазор между шестернями 1 и 2 отсутствует, то можно попытаться добиться необходимого зазора подгибкой стакана фиксатора кулисы. Однако делать это следует только в том случае, если при установке кулисы в положение, соответствующее включению первой передачи, между поводком вилки и краем фигурного паза кулисы есть достаточный зазор. Подгибая стакан, необходимо все время контролировать величину зазора между шестернями первой передачи и наличие зазора между поводком вилки и краем фигурного паза кулисы. Более надежным способом можно добиться требуемой величины зазора, если снять шайбу с левой стороны промежуточного вала или при ее отсутствии сточить бортик левой втулки промежуточного вала на определенную величину, выпрессовав втулку из карте а аналогично правой втулке.
Для проверки глубины зацепления шестерни третьей передачи и промежуточного вала устанавливают кулису в положение, соответствующее включению третьей передачи (см. рис. 61). Остро заточенным карандашом наносят риску на промежуточном валу с правой стороны шестерни. После этого вынимают промежуточный вал, снимают с правой вилки переключения шестерню 3 и надвигают ее на вал до совмещения плоскости шестерни с правой стороны и риски.
Отмечают карандашом (уже на шлицах вала) положение левой плоскости шестерни (рис. 65, а). Сняв шестерню замеряют величину захода щестерни на шлицы вала (рис. 65, б). Величина захода должна быть около 5 мм. Если она менее 4,5 мм, необходимо промежуточный вал сместить вправо, положив дистанционную шайбу соответствующей толщины между бортиком левой втулки и шестерней 1. В таком случае с правого конца промежуточного вала убирают ранее подложенную шайбу или стачивают бортик правой втулки, причем после этого опять проверяют работу коробки передач.


Рис. 65. Проверка величины захода шестерни на шлицы вала

Снова собрав все детали коробки передач, ставят кулису в положение, соответствующее включению четвертой передачи (см. рис. 61). Шестерня 7 со стороны кулачков (справа) не должна доходить до края шлицев первичного вала на 0,3 мм. Если этот зазор меньше, чем 0,3 мм, между шарикоподшипником 6303 и шестерней 9 первичного вала подкладывают стальную шайбу соответствующей толщины. При большем зазоре шайбу с левой стороны вала убирают, а если шайбы там не было, устанавливают шарикоподшипник 6303 в гнездо картера до упора в стопорное кольцо, а первичный вал - до упора в шарикоподшипник.
При правильно проведенной регулировке положения подвижной шестерни первой передачи положение шестерни второй передачи (на первичном валу) регулировать не нужно.

Взаимозаменяемость деталей

Мотоциклы, выпускавшиеся до 1962 г., снабжались механизмом переключения передач 151-24-048. Начиная с 1962 г. и по настоящее время, на мотоциклы устанавливается механизм 559-24-100. Оба механизма одинаковы и отличаются только конструкцией контакта ла пы нейтральной передачи.
Модель механизма переключения передач без разборки двигателя можно определить по контакту лампы нейтральной передачи (он находится на правой наружной стенке картера, слева от ведущей звездочки задней передачи). У механизма новой модели выступающая на ужу часть контакта имеет прямоугольную форму со слегка скругленными углами (такой контакт ввертывается в картер снаружи специальным ключом или плоскогубцами), а у механизма старой модели - цилиндрическую форму (этот контакт вставлен в стенку картера инутри и закреплен снаружи двумя винтами с резьбой М4 и длиной 10 мм.
В случае необходимости установки в картер новой модели механизма старой модели следует учитывать, что контакт на механизме не будет касаться штифта контакта и лампа нейтральной передачи не загорится. Если же подогнуть контакт на механизме переключени, то лампа нейтральной передачи будет загораться при включенной передаче.
При установке механизма переключения передач новой модели в картер старой модели надо обязательно спилить внутри контакт лампы нейтральной передачи (иначе контакт на механизме переключения сломается) или заранее отогнуть контакт на механизме переключения. Лампа нейтральной-передачи загораться в этом случае также не будет.
Механизмы переключения, поступающие в настоящее время в торговую сеть (как для старой, так и для новой модели), изготовлены с учетом возможности установки их на любую модель. На кулисе механизма предусмотрено дополнительное отверстие для установки контакта.
Возвратные пружины 150-24-050 вала переключения передач одинаковы для всех моделей мотоциклов.
Собачки со штифтом (150-24-019) в 1965 г. были заменены собачками более совершенной конструкции (355-24-090). 0ба типа собачек взаимозаменяемы.
Пружины 150-24-017 собачек одинаковы для всех моделей мотоциклов.
До 1963 г. мотоциклы ЯВА-250 модели 353/04 и ЯВА-350 модели 354/04 снабжались одинаковыми валом (353-24-108) переключения передач. С 1963 г. на мотоциклы ЯВА-250 моделей 559/02, 559/04, 559/07 и ЯВА-350 моделей 354/06, 360/ОО устанавливаются измененные валы (559-24-010). Эти валы невзаимозаменяемы, но вал 559-24-010 можно устанавливать на мотоциклы ЯВА-250 модели 353/04 -и ЯВА-350 модели 354/04 при условии одновременной замены пускового сектора и вала кик-стартера (см. раздел "Картер").
Для всех моделей мотоциклов одинаковы следующие детали: вилки 151-24-043 переключения передач, вал 151-24-037 вилок, первичный вал 151-22-002 коробки передач, промежуточный вал 151-22-015, вторичный вал 151-22-091, шестерни коробки передач: 151-22-00 (17 зубьев), 151-22-005 (19 зубьев), 151-22-006(20 зубьев), 151-22-007 (16 зубьев), 151-22-024 (24 зуба).
к оглавлению предыдущая ::: следующая
Идея: Денис Тучин aka Den. Разработка: Алексей Мамонтов aka Lexa. Эмблема: A.Mack
© JAWAold мотоклуб, 2002-2021