JAWAold мотоклуб
Клуб любителей старинной чешской мототехники
КНИГИ
Михеев - Совков - Дочкал - Каталог запчастей
к оглавлению следующая

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МОТОЦИКЛАХ

ТИПЫ И МОДЕЛИ МОТОЦИКЛОВ

Чехословацкие мотоциклы начали поставляться в нашу страну с 1955 г. Это были мотоциклы ЯВА моделей 353 и 354 с двигателями рабочим объемом 250 и 350 см3. Они быстро завоевали популярность высокими динамическими качествами, надежностью, удобством езды красивым внешним видом. Завод постоянно совершенствует конструкцию мотоциклов. В настоящее время в нашей стране эксплуатируется одиннадцать моделей мотоциклов ЯВА классов 250 и 350 см3 - 353, 354, 353/03, 354/03, 353/04, 354/04, 559/02, 354/06, 559/4, 559/07, 360/00. Позднейшие модификации утратили взаимозаменяемость многих деталей с базовой моделью и между собой. Поэтому отличия моделей и взаимозаменяемость их узлов и деталей рассматриваются в книге довольно подробно.


Рис. 1. Мотоцикл ЯВА-250 модели 353

Основные отличия моделей таковы.
Мотоцикл ЯВА-250 модели 353 (рис. 1): двигатель одноцилиндровый мощностью 9 л.с., диаметр цилиндра и ход поршня 65 X 75 мм, коробка передач четырехступенчатая с ножным переключением, для пуска двигателя имеется отдельная педаль, карбюратор 2924Н с диаметром диффузора 24 мм (главный жиклер 100 *), воздушный фильтр металлический сетчатый, промываемый маслом, корпус глушителя шума выпуска короткий, плоский на конце (перьевого типа), размер шин 3,25 Х 16", тормозные барабаны узкие, тормозные колодки диаметром 160 мм и шириной 25 мм. Замок зажигания вместе с центральным переключателем и амперметром расположен в выемке топливного бака. Масса мотоцикла 125 кг, максимальная скорость 100 км/ч.


* Маркировка жиклеров, принятая в ЧССР, обозначает диаметр их отверстия в сотых долях миллиметра. В СССР жиклеры маркируются цифрами, указывающими их пропускную способность (в см3/мин).


Рис. 2. Мотоцикл ЯВА-350 модели 354/03

Мотоцикл ЯВА-350 модели 354 выпускался одновременно с мотоциклом ЯВА-250 модели 353 и отличался от него тем, что двигатель имел два цилиндра, каждый объемом по 175 см3 (58 X 65 мм). Мощность двигателя 14 л.с., карбюратор 2924Н (главный жиклер 105). Масса мотоцикла 135 кг, максимальная скорость 115 км/ч.
Мотоцикл ЯВА-250 модели 353/03 производился вместо модели 353 и отличался от нее следующим: большей мощностью двигателя (12 л.с.), наличием объединенной педали переключения передач и пуска двигателя. На мотоцикле был установлен карбюратор 2926ТК (главный жиклер 102).
Мотоцикл ЯВА-350 модели 354/03 (рис. 2) выпускался одновременно с мотоциклом ЯВА-250 модели 353/03 и подобен ему, но мощность двухцилиндрового двигателя составляла 16 л.с. На мотоцикле применялся карбюратор 2924ТК (главный жиклер 105).
Мотоциклы ЯВА-250 модели 353/04 (рис. 3) и ЯВА-350 модели 354/04 выпускались с 1958 по 1962 г. Эти мотоциклы явились дальнейшей модификацией базовой модели. Они подвергались следующим изменениям и усовершенствованиям.


Рис. 3. Мотоцикл ЯВА-250 модели 353/04

В 1958 г. амортизаторы конусного типа передней вилки были заменены поршневыми (объем заливаемого в них масла составляет 150 см3), перьевой разборный глушитель шума выпуска - неразборным сигарного типа глушителем. Воздушный фильтр установлен в пластмассовом корпусе глушителя шума впуска, расположенном под седлом; корпус глушителя шума впуска соединен с карбюратором плотным резиновым патрубком, в котором размещена воздушная заслонка для обогащения топливной смеси при пуске холодного двигателя; тросы переднего тормоза и сцепления снабжены регулировочными винтами. Кроме того, изменена конструкция кожуха задней цепи.
В 1959 г. на этих мотоциклах центральный переключатель с замком зажигания был заменен круглым переключателем автомобильного типа, закрепленным на верхнем кожухе фары; правый и левый ящики оборудованы запорами поворотного типа, препятствующими самопроизвольному открыванию их крышек; карбюраторы 2926М11 (ЯВА-250) снабжены главным жиклером 100, а карбюраторы 2924М11 (ЯВА-350) - главным жиклером 105 или 112. С февраля 1960 г. карбюратор 2926М11 на этих моделях мотоциклов был заменен карбюратором 2926SB11 с главным жиклером 120, а карбюратор 2924М11 - карбюратором 2924SB13 с главным жиклером 125.


Рис. 4. Мотоцикл ЯВА-350 модели 354/06

На мотоциклах, выпущенных в 1961 г., установлены карбюраторы 2926SBD с главным жиклером 92 (ЯВА-250) или 98 (ЯВА-350).
Мотоциклы ЯВА-250 модели 559/02 и ЯВА-350 модели 354/06 (рис. 4) стали выпускаться с 1962 г. Мощность двигателя мотоцикла ЯВА-250 увеличена до 14 л.с., а мотоцикла ЯВА-350 - до 18 л.с. На мотоцикле ЯВА-250 впервые применены бумажный воздушный фильтр и карбюратор 2926SD (главный жиклер 96) с пусковым устройством, которое управляется рычагом, размещенным на руле.
Установленный на этих моделях центральный переключатель с замком зажигания, имеющим индивидуальный ключ, совершенно отличается от переключателя предыдущих моделей мотоциклов по конструкции и внешнему виду.
Он также размещен на верхнем кожухе фары, но кожух изменился. Новой формы спидометр снабжен лампами освещения шкалы. Улучшена герметичность оптического элемента фары. Более совершенную конструкцию имеет задний фонарь. Правый и левый ящики снабжены пружинными защелками. Предусмотрен другой способ запирания руля на время стоянки. Шина и обод заднего колеса стали шире на 1/4". Изменена конструкция механизма сцепления (дисков, барабанов), механизма выключения сцепления, механизма переключения передач.

1. Техническая характеристика мотоциклов

Параметры ЯВА - 250 моделей ЯВА - 350 моделей
353/04 559/02 559/04 559/07 354/04 354/06 360/00
Общие данные
Габаритные размеры в мм 1980 Х 650 Х 1025
Высота седла над плоскостью дороги в мм 750
Дорожный про свет в мм 180
База в мм 1335 - 1355
Угол наклона оси рулевой колонки в градусах 62
Сухая масса в кг 129 128 128 128 138,5 139 139
Грузоподъемность в кг 160
Емкость топливного бака в л 13,5
Расход топлива на 100 км пути при скорости 60 км/ч в л 3 3,2 3,2 3,2 3,5 3,6 3,6
Максимальная скорость (при прямой посадке) в км/ч 105 115
Максимальный преодолеваемый подъем пути при полной нагрузке в % 45 35,2 39 39 50 39 40
Тормозной путь со скоростью 40 км/ч в м при торможении:
тормозом переднего колеса
18
заднего колеса 15
тормозами обоих колес 11
Двигатель
Тип двигателя Двухтактный с воздушным охлаждением
Число цилиндров 1 2
Диаметр цилиндра в мм 65 58
Ход поршня в мм 75 65
Рабочий объем цилиндров в см3 248,5 344
Степень сжатия 7,2 7,7 7,4 8
Максимальная мощность в л.с. 12 14 16 18
Число оборотов в минуту при максимальной мощности 4740 5000 4750 5250 5000
Максимальный крутящий момент в кГ м 2,0 2,2 2,64 2,67
Число оборотов в минуту, соответствующее максимальному крутящему моменту 3500 3750 3700 4250
Система питания
Карбюратор Йиков 2926
SBD
или
2926
2926SD 2926
SBD
2924
SBD
или
2926
2926SBD
Диаметр диффузора карбюратора в мм 26 24 26
Воздушный фильтр Ме-
тал-
личе-
ский
Бумажный Металличе-
ский
Бу-
маж-
ный
Топливный фильтр В заливной горловине бака и в кране бака
Топливо Автомобильный бензин марок A-72 A-76 (ГОСТ 2084-67) с маслом в пропорции от 25:1 до 20:1
Силовая передача
Передняя передача Безроликовой цепью
Размер звена цепи 3/8 X 3/8"
Число звеньев цепи 60 64
Передаточное число 2,045 1,667
Сцепление Масляное многодисковое
Коробка передач Четырехступенчатая
Передаточные числа передач:
первой
3,166
второй 1,779 1,978 1,779 1,978
третьей 1,266 1,415 1,266 1,415
четвертой 1
Задняя передача Разъемной роликовой цепью
Размер звена цепи передачи 1/2 Х 5/16"
Число звеньев цепи передачи 120 118
Передаточное число задней передачи 2,421 2,555 2,706
Общие передаточные числа трансмиссии при включении передач:
первой
15,676 14,502 14,286
второй 8,806 9,298 10,339 7,845 8,772
третьей 6,266 6,617 7,396 5,583 6,240
четвертой 4,950 5,227 4,410
Общее передаточное число пускового механизма 3,41 2,78
Передаточное число привода спидометра 0,45 0,41
Электрооборудование
Аккумуляторная батарея: тип ЗМ14
напряжение в В 6
емкость в а-ч 14
Генератор: тип Постоянного тока
напряжение в В 6
мощность в Вт 45
Система зажигания батарейная
Свечи зажигания ПАЛ 14-7
Лампы фары 25+25 вт, 6 в
Лампы стоп-сигнала 15 вт, 6 в
Лампы заднего фонаря 5 вт, 6 в
Сигнальные и контрольные лампы 5 вт, 6 в
Ходовая часть
Рама Сварная из труб прямоугольного сечення
Передняя вилка Телескопическая с пружинно-гидравлическими амортизаторами
Максимальный ход вилки в мм 130
Подвеска заднего колеса Рычажная вилка с пружинно-гидравлическими амортизаторами
Максимальный ход вилки в мм 100
Колеса Невзаимо- заменяемы Взаимоза- меняемы Невзаимо- заменяемы Взаи-
моза-
меняе-
мые
Размер ободов в дюймах 1,85 Х 16
Размер шин колес в дюймах:
переднего 3,25 Х 16
заднего 3,25 3,50 3,25 3,50
Давление в шинах колес в кГ/см2:
передней 1,25
задней без пассажира 1,5
задней с пассажиром 2,0

Мотоциклы ЯВА-250 модели 559/04 и ЯВА-350 модели 360/00 производятся с 1964 г. У них в отличие от предыдущих моделей изменена конструкция перьев передних амортизаторов, тормозных барабанов с колодками, крышек колес, кожуха задней цепи. Кроме того, изменился способ передачи крутящего момента от задней звездочки на колесо. На мотоцикле ЯВА-350 также применен бумажный воздушный фильтр.
С 1966 г. на мотоцикле ЯВА-250 коленчатый вал устанавливается на трех подшипниках.
Мотоцикл ЯВА-250 модели 559/07 выпускается с 1967 г. От модели 559/04 отличается карбюратором 2926SBD (у мотоциклов обоих классов с этого времени карбюраторы одинаковы). В 1969 г. незначительно изменена форма щитка переднего колеса и топливного бака.

ТОПЛИВО И СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Топливо

В качестве топлива для мотоциклов используют автомобильные бензины. Основной характеристикой бензина является детонационная стойкость - способность сгорать в двигателе без детонации. Детонационную стойкость оценивают октановым числом.
Детонация - процесс ненормального, взрывообразного сгорания топлива в двигателе, которое достигает скорости 1500-2500 м/сек вместо 20-30 м/сек. Детонационные волны вызывают резкое увеличение нагрузки на все детали, с которыми они соприкасаются (цилиндр, головку, поршень), в результате чего происходит интенсивный износ кривошипно-шатунного механизма. Стенки цилиндра при этом вибрируют, издавая характерный металлический звук. Температура головки и цилиндра повышается, мощность двигателя падает, а расход топлива увеличивается. Появлению детонации способствуют перегрузка и перегрев двигателя, слишком раннее зажигание, обеднение горючей смеси, увеличение степени сжатия вследствие чрезмерного отложения нагара. Для повышения детонационной стойкости в бензин вводят антидетонациоиные присадки. Бензины, содержащие присадку тетраэтилового свинца (этилированные бензины), ядовиты. При обращении с ними необходимо соблюдать правила техники безопасности: ни в коем случае не подсасывать бензин ртом через ланг, не дышать парами, не допускать попадания бензина на кожу. В случае попадания бензина на кожу необходимо смыть его водой с мылом.
При сгорании этилированного бензина из него выделяется тетраэтилсвинец и отлагается на электродах и изоляторе свечи (освинцовывание), в результате чего регулярность возникновения искры нарушается и двигатель работает с перебоями. Поэтому, если на бензине А-72 двигатель работает удовлетворительно, не рекомендуется применять этилированный бензин А-76. Этилированные бензины для отличия их от неэтилированных окрашивают в яркие цвета (красно-оранжевый или сине-зеленый).
Важной характеристикой бензина является его карбюрационное свойство - способность обеспечивать легкий пуск и быстрый прогрев холодного двигателя, полноту испарения и сгорания топлива. Для эксплуатации в зимних условиях бензины должны иметь низкие температуры начала кипения и перегонки и высокое давление насыщенных паров, в летних условиях - наоборот. Применение летом бензинов, предназначенных для зимних условий, вызывают перегрев двигателя и образование паровых пробок.
В настоящее время выпускаются бензины: А-66, А-72, А-76, АИ-93 и АИ-98 (А - автомобильный, цифры - октановое число). По ГОСТу 2084-67 выпускаются бензины двух сортов - летнего и зимнего, различающихся фракционным составом и давлением насыщенных паров. Допускается выпуск всех бензинов (кроме бензина А-72) с этиловой жидкостью. Основные показатели автомобильных бензинов приведены в табл. 1.
Соотношение бензина и масла в топливе для необкатанного мотоцикла должно быть 1 : 20, а для обкатанного 1 : 25, т.е., к 1 л бензина надо добавить соответственно 0,05 л или 0,04 л масла.
В первый период обкатки нового мотоцикла или после замены двигателя (до пробега 1500 км) количество масла в смеси можно увеличить до соотношения 1 : 18, т. е. к 1 л бензина добавлять 0,055 л (55 см3) масла.

1. Основные показатели автомобильных бензинов

Показатели Марка бензина (ГОСТ 2084-67)
А-66 A-72 A-76 АИ-93 АИ-98
Октановое число, определенное по методу, не менее:
моторному
6672768589
исследовательскому---9398
Фракционный состав:
температура начала перегонки в °С, не выше:
летнего бензина
7970707070
зимнего Не нормируется
конец кипения в °С, не выше:
летнего бензина
205195195195195
зимнего185185185185-
Содержание тетраэтилового свинца на 1 кг бензина в г, не более0,6-0,410,820,82
Цвет этилированного бензинаОранжевый-ЗеленыйСинийЖелтый

Слишком большое количество масла в смеси неблагоприятно сказывается на работе двигателя: увеличивается количество нагара, образующегося в камере сгорания и выпускной системе. Кроме того, рабочая смесь, содержащая большое количество масла, сгорает менее эффективно, чем нормальная.
Приготовление топливной смеси - операция довольно ответственная, потому что от качества смеси во многом зависит нормальная работа двигателя. Хотя в последнее время на многих автозаправочных станциях установлены раздаточные колонки для двухтактных двигателей, довольно часто приходится готовить смесь самостоятельно.
Рекомендуется смесь приготовлять в чистой емкости (канистре, ведре, лейке и т. п.). Для ускорения приготовления смеси можно масло сначала развести небольшим количеством бензина, а затем добавить, перемешивая, оставшуюся часть бензина.
Если на автозаправочной станции нет готовой смеси и емкости для ее приготовления, то отмеренное количество масла можно медленно вливать в бак мотоцикла одновременно с заправкой его бензином из шланга колонки. Масло, попадая в сильную струю бензина, будет быстро и достаточно равномерно растворяться в нем.
Если в баке до заправки осталось 3-5 л топлива, то можно сначала растворить в нем все масло (медленно вливая, его в бак с одновременным покачиванием мотоцикла), а затем заполнить бак бензином из шланга колонки.
Струю бензина при этом следует направлять и в правую, и в левую стороны бака.
При заправке мотоцикла на станции бензин не требуется фильтровать через сетку, установленную в горловине бака. Поэтому перед заправкой сетку надо снимать.
Если же чистота самостоятельно приготовленной смеси вызывает подозрения, ее надо заливать в бак через сетку с вложенной в нее капроновой тканью (два-три слоя).
Степень сжатия двигателей мотоциклов ЯВА-250 модели 353/04 и ЯВА-350 модели 354/04 соответственно равна 7,2 и 7,4. Эти двигатели нормально работают на бензине А-72. Степень сжатия двигателей последующих моделей мотоциклов была увеличена до 7,7 (ЯВА-250) и до 8 (ЯВА-350). Надежная бездетонационная работа двигателей обеспечивается при применении бензина с октановым числом 76 и 80 соответственно. Как показала практика, при правильных регулировках карбюратора и опережения зажигания для двигателей ЯВА 250 допускается использовать бензин А-72, а для двигателей ЯВА-350 - бензин А-76.
Вместо бензина А-76 можно применить смесь бензинов А-72 и АИ-93. Октановое число смеси будет близким к 76, если взять две части бензина А-72 и одну часть бензина АИ-93.
Чтобы двигатель работал без детонации на низкооктановом бензине (при отсутствии бензинов с нужным октановым числом), необходимо уменьшить степень сжатия. Для этого под головку ставят вторую прокладку из мягкого металла.
Зависимость степени сжатия от олщины второй прокладки мотоцикла ЯВА-350 моделей 354/06 и 360/00 приведена ниже:

Толщина прокладки в мм 0,0 0,2 0,3 0,4 0,5
Степень сжатия8,0007,9157,8327,7517,672
Толщина прокладки в мм0,60,70,80,91,0
Степень сжатия7,5957,4467,3747,3037,231

Прокладку подбирают после очистки камеры сгорания, головки поршня и системы выпуска от нагара. Первоначально установить можно прокладку толщиной 0,3 - 0,5 мм. Мощность двигателя при уменьшении степени сжатия понизится, но будет выше, чем при работе двигателя с детонацией.

Смазочные материалы

Все применяемые при эксплуатации мотоцикла смазочные материалы делятся на две группы - смазочные масла и консистентные смазки. Эти смазочные материалы отличаются тем, что масла при нормальной температуре текучи, а смазки - нет.
В мотоциклах масла используются для смазки двигателя, коробки передач, тросов. Они уменьшают потери на трение, износ рабочих поверхностей, отводят тепло и предохраняют детали от коррозии.
Требования, предъявляемые к маслам, зависят от условий работы узла.
Масло, необходимое для смазки двигателя, вводится в топливо. Чтобы смазка двигателя была всегда равномерной, масло должно хорошо растворяться в бензине и находиться в этом состоянии достаточно долгое время.
При резких колебаниях температуры и высоком нагреве масло не должно терять смазывающих свойств. Эта способность масла характеризуется вязкостно-температурными свойствами. Вязкость масла при рабочей температуре двигателя должна быть достаточной для образования масляной пленки и не быть слишком малой, чтобы масло не выдавливалось из зазоров и через уплотнения. При низких температурах масло не должно быть слишком вязким, чтобы оно легко могло проникать в зазоры и не затрудняло пуск двигателя. Вязкостно-температурные свойства масел определяются кинематической вязкостью при 100, 50 и 0° С, отношением вязкостей при этих температурах и величиной индекса вязкости, а также температурой застывания.
Масла, применяемые в холодное время года, должны быть менее вязкими, чем масла, применяемые в теплое время.
Из других характеристик масла следует отметить температуру вспышки и противоизносные и противозадирные свойства масел. Противоизносные свойства масел оцениваются наличием в масле специальных присадок.
Стандартами масла разделяются на масла для карбюраторных двигателей, дизельные и авиационные.
Масла для двигателей обозначаются буквами и цифрами. Буквой А маркируются масла для карбюраторных двигателей, буквой Д - для дизельных, буквой М - авиационные масла. В маслах для карбюраторных двигателей буква С соответствует маслам селективной (избирательной) очистки, К - кислотно-контактной очистки. Буква З свидетельствует о наличии в масле загущающих (вязкостных) присадок, а п - комплексной присадки. Для дизельных масел буква С обозначает происхождение масел из сернистых нефтей. Цифра после дефиса указывает кинематическую вязкость масла в сантистоксах при 100° С. Кроме того, масла разделены на группы по вязкости и эксплуатационным свойствам имеют указанные в скобках индексы (например, М6А, М6Б и т. д.), причем буква обозначает принадлежность масла к соответствующему классу, цифра - вязкость масла, а последняя буква - область его применения: А - для карбюраторных двигателей старых моделей, Б - для форсированных карбюраторных двигателей и нефорсированных дизелей, В - для форсированных дизелей.
Следует отметить, что масла селективной очистки имеют лучшие качества, чем масла кислотной очистки.
Для смазки двухтактных двигателей мотоциклов ЯВА завод-изготовитель рекомендует в качестве основных моторные масла - АК-10, АК-15. Их можно заменять маслом АС-6, АКЗп-6 зимой и АКп-10, АКп-15 летом.
Как показала практика эксплуатации этих мотоциклов в нашей стране, лучшие результаты получаются при применении масел МС-14, МС-20 и МК-22, а также дизельных Д-11 и Д-14. Они обеспечивают хорошую смазку деталей, увеличивают долговечность и надежность работы двигателя, уменьшают шумы и стуки при его работе. Независимо от марки масла соотношение его и бензина при приготовлении топливной смеси остается неизменным.
Для смазки деталей коробки передач также лучшими являются масла МС-14, МС-20 и МК-22. Последние два целесообразно применять только в теплое время года из-за их значительной вязкости. Заменять эти масла можно дизельными и автотракторными, применяемыми для смазки двигателя.
При эксплуатации зимой в коробку передач следует заливать маловязкие масла: АСп-6, АКЗп-6, АКЗп-10.
Для смазывания узлов, недостаточно предохраненных от попадания влаги и пыли или вытекания смазки, применяют консистентные смазки. Кроме того, их используют для защиты некоторых деталей от коррозии.
Для каждого узла выбирается смазка, исходя из условий его работы.
Характеристика отечественных моторных масел приведена в табл. 2.

2. Основные свойства масел

Показатели
-
марка масла
Кинемати- ческая вязкость в сст: при 100° С » 0° С, не более Отношение кинемати- ческой вязкости при 50° С к кинемати- ческой вязкости при 100° С, не более Темпе- ратура засты- вания В °С, не выше Зольность масла в %: без присад- ки, не более с при- садкой, не менее Темпе- ратура вспышки в открытом тигле в °С, не ниже
АС-8 (М8Б), ГОСТ 10541-63, с присад- кой 3,5% ВНИИ НП-360 и 1% АзНИИ- ЦИАТИМ-1 8 ± 0,5 1200 - -25 0,005 0.45 200
3,5% ДФ-1 - 0,30
3% СБ.-3, 2% ДФ-1 и 1% АзНИИ- ЦИАТИМ-1 - 0,50
АСп-10 (М10Б), АКп-10 (М10Б), ГОСТ 1862—63, с присад- кой 3,5% ВНИИ НП-360 10 ± 0,5 2000 - -15 0,005 0.45 200
5% ВНИИ НП-360 10 ± 0,5 Не норми- руется - -25 0,010 * 0.35 190
10% СК-3 - - 0,23 200
10% СБ-3 - - 0,63 200
АКЗп-10 (ЛЮБ), ГОСТ 1862—63, с присад- кой 5% АзНИИ-8у 10 ± 0,5 1000 - -40 0,007 0,35 160
АК-15 (тракторное), ГОСТ 1862—63 Не менее 15 Не норми- руется - -5 0,015 - 225
Д-11, ГОСТ 5304-54 10,5 — 12,5 - 7,3 -18 0,005 - 200
Дп-11, ГОСТ 5304-54, с присад- кой 3% ЦИАТИМ-339 или АаНИИ- ЦИАТИМ-1 10,5 — 12,5 - 6,5 -15 0,005 0,25 190
МС-14 ГОСТ 1013—49 14 - 6,55 -30 0,003 - 200 **
МС-20 20 - 7,85 -18 0,003 - 225 **
МК-22 22 - 8,75 -14 0,004 - 230 **
МТ-16п, ГОСТ 6360-58, с присад- кой 3-4% ЦИАТИМ-339 и 0,8% АэНИИ- ЦИАТИМ-1 16 — 17,5 - 7,0 -25 0,005 0,25 200
МТ-16п, ГОСТ 6360-58, с присадкой 3-4% ЦИАТИМ-339 и 0,8% АэНИИ- ЦИАТИМ-1

В руководстве по обслуживанию, прилагаемому к мотоциклу, указаны смазки, выпускаемые в ЧССР. При эксплуатации мотоциклов в нашей стране используются смазки, применяемые для отечественных мотоциклов. Ниже описываются наиболее часто применяемые смазки.
Смазка ЦИАТИМ-201 (ГОСТ 6267-59) - антифрикционная литиевая смазка, характеризующаяся средними теплостойкостью и влагостойкостью, малой вязкостью при низких температурах и достаточной прочностью при высоких температурах. Смазка пригодна для смазывания подшипников колес, рулевой колонки и фетра очистителя кулачка (фильца).
Смазка 1-13с (синтетическая) - антифрикционная кальциево-натриевая смазка, обладает средними теплостойкостью и влагостойкостью, достаточной прочностью при высокой температуре и удовлетворительной вязкостью при низких температурах. Ее применяют для мазки подшипников колес всесезонно и для смазки подшипников рулевой колонки при температурах до -20° С.
Смазка автомобильная ЯНЗ-2 (ГОСТ 9432-60) антифрикционная синтетическая кальциево-натриевая, средней теплостойкости и влагостойкости, может быть использована так же, как смазка 1-13с.
Смазка 1-13 жировая (ГОСТ 1631-61) антифрикционная кальциево-натриевая, тугоплавкая, невлагостойкая. Она является заменителем смазок 1-13с и ЯНЗ-2.
Смазка графитная УСс-А (ГОСТ 3333-55) - антифрикционная синтетическая кальциевая смазка, средне-плавкая, влагостойкая с графитовым наполнителем.
к оглавлению следующая
Идея: Денис Тучин aka Den. Разработка: Алексей Мамонтов aka Lexa. Эмблема: A.Mack
© JAWAold мотоклуб, 2002-2021