JAWAold мотоклуб
Клуб любителей старинной чешской мототехники
КНИГИ
Михеев - Совков - Дочкал - Каталог запчастей
к оглавлению предыдущая ::: следующая

7. Сборка двигателя и коробки передач мотоцикла мод. 634 (362, 623 и 633)

При сборке двигателя следует осторожно обращаться с коробкой передач. Поэтому, если хотите быть уверенным в ее работе, необходимо начинать со сборки коробки передач в картере без кривошипно-шатунного механизма.
Основное условие правильной работы коробки передач состоит в обеспечении надлежащего осевого зазора промежуточного вала. Поэтому вставим промежуточный вал в бронзовую втулку в левой половине картера и одновременно в ведомое зубчатое колесо I, которое, как нам уже известно, имеет 24 зуба. Обе половины картера стянем потом временно несколькими винтами и проверим осевой зазор. Правильный зазор составляет 0,2-0,3 мм, а предельно допустимый 0,5 мм. Если зазор больше, то установим на вал под ведомое зубчатое колесо первой передачи стальную регулировочную шайбу, для того чтобы уменьшить зазор до требуемого значения. После этой проверки промежуточный вал опять вынем.
Только теперь можно начинать окончательную сборку двигателя, а именно установить коленчатый вал, у которого до этого надо проверить соосность цапф и маховиков. Это все, конечно, в предположении, что коленчатый вал был полностью вынут из обеих половин картера. Коленчатый вал сначала вставляем в левую половину картера, которую перед этим нагревают до температуры 80-90°С. Лучше всего нагревать картер в электропечи или в духовом шкафу. Однако можно использовать горелку или электрический нагреватель, который, разумеется, в любом случае закрывают листом железа, чтобы тепло распределялось равномерно и чтобы предотвратить прямое воздействие пламени или другого источника теплоты.
Нагретый картер положим, как уже ранее говорилось, на ящик и как можно быстрее, чтобы картер не остыл, вставим в вего кривошипно-шатунный механизм так, чтобы установочный штифт на центральной перегородке попал в выемку в картере. При этом важно отметить, что кривошипно-шатунный механизм должен быть вставлен в картер, но ни в коем случае не забит сильными ударами. Если же коленчатый вал не до конца войдет в подшипник, его следует вы-прессовывать, повторно нагреть левую половину картера (до несколько более высокой температуры).
Кулису переключения передач установим в одно из промежуточных положений. Крайние положения для сборки коробки передач не подходят. В подшипник левой половины картера вставим первичный вал, на котором перед этим проволочным кольцом зафиксировано зубчатое колесо III с 19 зубьями. Зубчатое колесо свободно вращается на валу. Нет необходимости, вероятно, подчеркивать, что при сборке левая половина картера должна быть положена на ящике горизонтально и что валы вставляют в нее вертикально сверху вниз.
Потом установим на шлицы первичного вала зубчатое колесо второй передачи тремя его кулачками вниз, навстречу кулачкам зубчатого колеса III, которые направлены вверх. В нижний (в нормальном положении двигателя — левый) и верхний (правый) пазы кулисы вставим пальцы вилок. Верхнюю вилку вставим одновременно в канавку шестерни II первичного вала. Проденем ось вилок (концом со ступенькой вниз) через обе вилки и центральную скобу кулисы в отверстие в картере до упора.
Соберем промежуточный вал. На бронзовую втулку, запрессованную в картер, положим зубчатое колесо I промежуточного вала с 24 зубьями. Установим, если это необходимо, под зубчатое колесо регулировочное кольцо. На нижнюю вилку переключения передач насадим канавкой зубчатое колесо III промежуточного вала с 16 зубьями пальчиковой муфтой вниз, а выступами кулачковой муфты вверх. Перед установкой промежуточного вала на него надевают еще зубчатое колесо II с 19 зубьями, его фиксируют проволочным кольцом и проверяют, свободно ли оно вращается на валу. Затем продевают промежуточный вал через оба зубчатые колеса, и ставят его в необходимое положение.
Теперь можно окончательно проверить работу коробки на всех передачах:
  • включим первую передачу и проверим, имеет ли зубчатое колесо III на промежуточном валу, входящее в зацепление с зубчатым колесом I, осевой зазор. Он должен быть не менее 0,2-0,3 мм. В этом положении проверяют также, имеется ли зазор между поводками вилок и концом пазов кулисы. Если поводки упираются в концы пазов, а вилка не имеет необходимого зазора в кольцевой канавке зубчатого колеса, установим осторожно стакан фиксатора кулисы в нужное положение с помощью приспособления S89;
  • установим нейтральное положение между первой и второй передачей и проверим, не задевают ли кулачки зубчатого колеса III на промежуточном валу за зубчатый торец зубчатого колеса I, а при приподнятой нижней вилке - за кулачки зубчатого колеса II на промежуточном валу. Тогда, изменив положение стакана фиксатора кулисы, можно обеспечить необходимый зазор;
  • при включении четвертой передачи торец шлицевого участка первичного вала должен выступать из зубчатого колеса III на 0,1-0,2 мм. Если концы шлицев на первичном валу совпадают с торцом зубчатого колеса III на этом валу, то вынем первичный вал и поставим между валом и подшипником 6303 стальную шайбу необходимой толщины. Одновременно проверим, не упираются ли поводки вилок в конец паза в кулисе.
Важное замечание. Звездочку задней цепной передачи на-мотоцикле мод. 634 следует устанавливать осторожно. Звездочка должна легко надвигаться на вторичный вал. В противном случае при наколачивании звездочки подшипник или вторичный вал могут сдвинуться внутрь картера двигателя. В обоих случаях это создает угрозу серьезных повреждений вилок переключения и зубчатых колес коробки передач.
Необходимо еще предупредить, что на моделях 362, 623 и 633 установлены другие зубчатые колеса: первой передачи (24 зуба), зубчатое колесо с 16 зубьями и другой вторичный вал. По внешнему виду зубчатые колеса похожи, поэтому при приобретении запасных частей следует сравнить новые зубчатые колеса с заменяемыми. Если запасные части для моделей 362, 623 и 633 нельзя приобрести, их можно заменить зубчатыми колесами с мотоцикла мод. 634. Однако в последнем случае следует заменять сразу пары зубчатых колес, т.е. зубчатые колеса с 24 зубьями вместе с зубчатым колесом с 16 зубьями, или же зубчатые колеса вторичного вала вместе с противолежащим зубчатым колесом с 16 зубьями.
Если установлено, что все выполнено правильно, сборку двигателя можно закончить. Нагреем правую половину картера тем же способом, что и левую. Стыковую поверхность левой половины картера и часть центральной перегородки из алюминиевого сплава смажем хорошей уплотнительной пастой. Концы валов коробки передач и правую цапфу кривошипа смажем маслом. Включим нейтральную передачу между первой и второй передачами, а правый шатун повернем в верхнее положение, чтобы он мог свободно пройти в вырез в картере. В пространство картера между цилиндрами вставим центральный вкладыш и болт М8, на который наживим четырехгранную гайку.
Стыковые поверхности вкладыша не забудьте смазать уплотнительной пастой. Вкладыш вставим потом в выборку в левой половине картера. Не забудьте поставить под головку болта стальную и уплотнительную шайбы. Хорошо нагретую правую половину картера наденем, как можно быстрее, на коленчатый вал, при этом провернем вторичный вал за конец, выступающий снаружи картера, чтоб могли войти в зацепление зубья пар зубчатых колес. Потом забьем переднюю центровочную втулку, а сзади центровочный штифт. Обе половины картера стянем винтами Мб, которые еще раз подтянем, когда картер остынет. Внутренние обоймы шариковых подшипников на коленчатом валу немного подобьем трубкой соответствующего диаметра, чтобы шарики свободно катались. Наконец, смажем подшипники маслом для двигателя.
Так же как при сборке двигателей старых моделей, закончим сборку двигателя мод. 634 установкой сальников при помощи оправки S72 (рис. 284). Перед установкой сальников проверим, хорошо ли ввернуты один в другой концы спиральной пружины. Чтобы не отвернуть и не повредить рабочую кромку сальника, насадим перед его установкой на цапфу коленчатого вала конусную оправку (рис. 285), которую перед этим смажем маслом. Забитые на место сальники зафиксируем пружинными кольцами. Слегка подобьем центральный вкладыш между расточками цилиндров и подтянем болт М8 в передней части картера.

При дальнейшей сборке двигателя соблюдаем уже описанную последовательность: установим сцепление и переднюю передачу, цилиндры, головки, и только после установки двигателя на раму ставим генератор и механизм выключения сцепления. Масло в коробку передач зальем как можно позже, лучше всего на второй день после сборки, чтобы уплотнительная паста между половинами картера хорошо высохла. Перед этим проверим, хорошо ли затянута спускная пробка внизу картера (рис. 286). Проверим, наконец, зазор в прерывателе, опережение зажигания и работу сцепления и тормозов.

Сборка двигателей старых моделей и двигателя мод. 634 в основном совпадает, разница состоит лишь в технологии сборки некоторых деталей. Преимущества коробки передач мотоцикла мод. 634 заключаются в том, что вилки переключения передач всегда передвигают только одно зубчатое колесо, а потому регулировка их рабочих зазоров и надлежащая установка зубчатого колеса легче и проще. Промежуточный контроль сборки двигателей и коробок передач, а также проверку работы коробки передач следует проводить с особенной тщательностью еще до окончательной сборки обеих половин картера.
к оглавлению предыдущая ::: следующая
Идея: Денис Тучин aka Den. Разработка: Алексей Мамонтов aka Lexa. Эмблема: A.Mack
© JAWAold мотоклуб, 2002-2021