JAWAold мотоклуб
Клуб любителей старинной чешской мототехники
КНИГИ
Михеев - Совков - Дочкал - Каталог запчастей
к оглавлению предыдущая ::: следующая

12. Реле-регулятор с двумя электромагнитными катушками

Выше указывалось, что реле-регулятор с двумя электромагнитными катушками выполняет те же функции, что и одно-катушечный. Рассмотрим обе функции раздельно. Аккумуляторную батарею и генератор, соединенные параллельно, включает реле, имеющее электромагнитную катушку. Напряжение, вырабатываемое генератором, регулируют регулятором напряжения, имеющим собственную катушку (рис. 199). Преимущество такой конструкции в том, что функции обеих катушек просты, а регулировка легкая. Реле-регулятор помещен и закреплен отдельно от генератора. Это тоже улучшило условия работы реле-регулятора, так как колебания генератора, на котором был ранее закреплен однокатушечный реле-регулятор, не способствовали, конечно, его хорошей работе.

Резистор первой ступени регулирования, намотанный на катушке на двухкатушечном реле-регуляторе, встроен в его корпус, в нижней части основания. Он представляет собой продолговатый, изолированный цилиндр из керамики (рис. 200). Сопротивление резистора 8 Ом с отводкой 2 Ом на нагрузку 8-10 Вт. В некоторых сериях на этих реле-регуляторах установлено два цилиндрических резистора на нагрузку 8 Вт. Один резистор сопротивлением 2 Ом (реле обратного тока), а второй-6 Ом (регулятора напряжения). На передней стороне основания имеются три клеммы с винтами для крепления проводов. К левой клемме D (рис. 201) присоединяют главный провод от генератора, к средней М-провод от обмотки возбуждения генератора. Третья клемма В соединена с батареей. Правая катушка реле-регулятора - это катушка реле обратного тока - включателя цепи генератор-батарея, а левая катушка - регулятора напряжения. Для простоты называем это устройство реле-регулятор, хотя оно включает устройство для регулирования и реле обратного тока.

а)

Проверка и механическая регулировка. Обозначения контактов реле-регулятора остаются такими же: контакты XI и Х2 реле обратного тока, контакты ХЗ-Х5 регулятора напряжения (рис. 202). У реле обратного тока в разомкнутом положении зазор между контактами XI и Х2 должен быть равен 0,4-0,6 мм. Если зазор не соответствует указанным значениям, то его устанавливают, подгибая согнутый конец упора 3 якоря. У регулятора напряжения также без нагрузки зазор между контактами Х4- и Д"5 при замкнутых контактах ХЗ и Х4 равен 0,2-0,4 мм. Если зазор не соответствует этой величине, проводят регулировку, подгибая конец 2 держателя контакта ХЗ.

Аналогично однокатушечному реле-регулятору режимы работы регулятора напряжения с увеличением частоты вращения ротора генератора последовательно изменяются. Сначала, при повышении частоты вращения ротора генератора, замкнутся контакты Х1 и X2 реле обратного тока и регулятор будет подключен параллельно в электрическую цепь, получавшую до сих пор ток от аккумуляторной батареи. Причем ток от генератора идет на заряд аккумуляторной батареи, т.е. функция реле обратного тока выполнена. Если частота вращения ротора повысится, то возрастает и напряжение, и для защиты потребителей необходимо ограничить напряжение, т. е. должен вступить в действие регулятор напряжения. Катушка регулятора несколько притягивает якорь, и контакты Х4, ХЗ размыкаются. Сила тока в обмотке возбуждения генератора уменьшается вследствие подключения резистора, размещенного внизу основания. Реле-регулятор работает на первой ступени регулирования. Если частота вращения ротора еще более увеличивается, катушка притягивает якорь регулятора напряжения до упора с контактом Х5. При этом ток возбуждения генератора идет на корпус, и электромагнитное поле катушки возбуждения генератора исчезает.
Необходимо, однако, помнить, что первая и вторая ступени регулирования-это неустановившиеся режимы работы. Якорь регулятора напряжения быстро переходит из одного положения в другое, контакт Х4 вибрирует: то замыкается, то размыкается-с контактом ХЗ или с контактом Х5. Поэтому такого типа регулятор напряжения называют также вибрационным.

б)

Электрические параметры и их регулировка. Контроль и регулировку электрических параметров лучше и точнее всего выполнять, разумеется, на испытательном стенде, на который генератор и реле-регулятор устанавливают после снятия с двигателя. Это не означает, конечно, что невозможно выполнить данные операции на мотоцикле. В дальнейшем мы расскажем, как следует их выполнять. На испытательном стенде, где устанавливают снятые генератор и реле-регулятор, можно плавно изменять частоту вращения вала электродвигателя и смоделировать, таким образом, действительные условия работы обоих устройств.
Проверка напряжения включения реле обратного тока. Между клеммой D реле-регулятора и корпусом устройства включим вольтметр с пределом измерений 0-10 В. Клемма В подсоединена через амперметр (со шкалой + 10 А и нулем .посередине) и нагрузочный резистор на корпус. Корпуса генератора и реле-регулятора должны быть соединены (рис. 203).

Нагрузочный резистор отрегулирован так, чтобы сила тока, протекающего через него, была равна 2 А. Потом постепенно увеличивают частоту вращения ротора генератора и следят за вольтметром перед замыканием контактов X1 и Х2 реле обратного тока. Вольтметр в момент отклонения стрелки амперметра показывает напряжение включения реле обратного тока. Оно должно быть равно 6,1-6,5 В. Если необходимо установить требуемое напряжение, подгибают нижний угольник 1 крепления пружины (см. рис. 202). При увеличении натяжения пружины напряжение повышается, при уменьшении-понижается. Вспомогательный контакт реле на бронзовой планке на верхней стороне якорй должен <быть отрегулирован так, чтобы его рабочая поверхность была всегда ниже уровня рабочей поверхности главного контакта на 0,1 мм.

в)

Проверка регулятора напряжения, напряжения регулятора на первой и второй ступенях регулирования. К основным контрольным параметрам работы регулятора относят напряжение, поддерживаемое регулятором на первой ступени регулирования при максимальной (номинальной) нагрузке в электрической системе, и напряжение, поддерживаемое на второй ступени регулирования при малой нагрузке в элек-трическей системе (включено только зажигание). Разность значений этих двух напряжений называют приращением напряжения в переходной области регулирования.
При определении параметров в переходной области придерживаются такой последовательности. В цепь включают нагрузочный резистор R1 (рис. 204), присоединяя его к клемме В реле-регулятора, так как эта клемма является выводом, через который вся электрическая система мотоцикла получает ток, а следовательно, и аккумуляторная батарея, если частота вращения ротора генератора достаточная. Сопротивление резистора R1 должно соответствовать полной (номинальной) нагрузке всех потребителей. При напряжении в системе 6 В полной нагрузке соответствует сопротивление 0,5 Ом. При измерении в течение короткого времени на резистор подают ток нагрузки, поэтому вполне достаточно, чтобы его сопротивление было рассчитано на 10 Вт.

Итак, подсоединяют сопротивление 0,5 Ом (на 10Вт), а к клемме В подключают еще вольтметр. Потом медленно увеличивают частоту вращения ротора генератора. При частоте вращения, равной примерно 3000 об/мин, регулятор напряжения начнет работать на первой ступени регулирования. При этом вольтметр должен показать не менее 6,9 В. Таким способом определяют, следовательно, напряжение, поддерживаемое при номинальной нагрузке на первой ступени регулирования.
Другой величиной, которой обусловлена переходная область, является величина напряжения, поддерживаемого на второй ступени регулирования при малой нагрузке генератора. Увеличим сопротивление нагрузки до 3 Ом и, начиная с большой частоты вращения ротора генератора, при которой регулятор напряжения работает на второй ступени регулирования, уменьшим частоту до величины, при которой регулятор начнет работать на первой ступени регулирования. При этом напряжение не должно превышать 7,7 В.
Для первой ступени регулирования (и максимальной нагрузки системы) напряжение 6,9 В является минимальным, для второй ступени (и минимальной нагрузки) напряжение 7,7 В максимальное. Разность предельных значений напряжений, равная 0,8 В (переходная область), представляет наибольший и притом желаемый диапазон. Наименьшая разность 0,3 В будет уже на границе приемлемой. Это означает, что при разности 0,3 В переходная область в предельных случаях может быть ограничена на первой ступени регулирования напряжением 6,9 В и одновременно на второй ступени регулирования напряжением 7,2 В или соответственно напряжением 7,4 и 7,7 В.
При механической настройке переходную область можно установить в указанных границах. Если она слишком мала (меньше 0,3 В), следует увеличить зазор между якорем и катушкой регулятора напряжения, отгибая пружинный держатель в точке А (см. рис. 202), а при большой переходной области-пригибая. Изменяя натяжение пружины якоря в точке С, также можно менять напряжение, поддерживаемое регулятором: при увеличении натяжения пружины напряжение повышается, при уменьшении - понижается. Во время описанного измерения частота вращения ротора генератора равна 2000-4000 об/мин.

г)

Контроль обратного тока. Если между клеммой В реле-регулятора и аккумуляторной батареей подсоединить амперметр с нулем посередине шкалы и снизить частоту вращения ротора генератора с больших величин до малых, то сила зарядного тока, идущего к аккумуляторной батарее, уменьшится соразмерно частоте вращения. При дальнейшем снижении частоты вращения ротора генератора направление тока меняется: ток идет от аккумуляторной батареи к генератору. Сила обратного тока может составлять 5-6 А, однако реле обратного тока должно как можно скорее обратный ток прекратить. Оно размыкает контакты Х1 и Х2, и обратный ток прекращается. Потребность в регулировке обратного тока практически не возникает. Реле-регулятор должен прерывать обратный ток не позднее, чем через 2-3 с после его возникновения.

д)

Проверка и регулировка реле-регулятора на мотоцикле. Операции контроля и регулировки, которые были описаны, можно выполнить на мотоцикле, не снимая генератора и реле-регулятора. Состояние механизма реле обратного тока и регулятора напряжения установим при внешнем осмотре.
Измерим также плоскими щупами зазоры между контактами. Не забудьте отсоединить перед этим батарею, чтобы не сделать при измерениях щупом короткого замыкания, при котором может быть серьезно поврежден регулятор напряжения или реле.
Проверку напряжения включения реле обратного тока выполняем точно так же, как и при работе на испытательном стенде. Так как работу проводим при работающем двигателе, т. е. когда система нагружена током, потребляемым системой зажигания, никакой нагрузочный резистор не включаем.
Напряжение измеряют теми же приборами, что и при проверке на испытательном стенде. Чтобы степень заряжен-ности аккумуляторной батареи не влияла на замеры, отсоединим ее от системы после пуска двигателя. Система зажигания представляет собой небольшую нагрузку. Не включая другой нагрузочный резистор, измеряем напряжение, поддерживаемое на второй ступени регулирования. Потом включим все потребители, нагрузив тем самым систему током большой силы, и измерим напряжение, поддерживаемое на первой ступени регулирования, так же, как в лаборатории, но без сопротивлений, которыми заменяли действительную нагрузку.
И, наконец, аналогично измеряем и силу обратного тока. При этом аккумуляторную батарею присоединяем так же, как и при измерении напряжения включения реле обратного тока.

е)

Общие принципы работы с реле-регулятором. Выше неоднократно подчеркивалось, что реле-регулятор, состоящий из реле обратного тока и регулятора напряжения,-прибор очень тонкий и чувствительный. Это нужно учитывать при работе с ним. Некоторые неисправности реле-регулятора вызваны загрязнением или окислением его контактов. Контакты необходимо зачистить шлифовальной шкуркой, причем аккуратно, чтобы не нарушить механическую регулировку реле-регулятора. Неаккуратное или даже грубое обращение с прибором приводит к серьезным повреждениям, которые в некоторых случаях невозможно устранить. Всегда помните об этом.
Важное замечание. Если сила тока, вырабатываемого генератором, недостаточна или работа его неправильная, то прежде всего необходимо проверить, не нарушено ли подключение провода заземления реле-регулятора и батареи к массе мотоцикла. Владельцы мотоциклов должны иметь в виду, что любые операции с реле-регулятором во время гарантийного срока означают прекращение гарантии на него и тем самым на генератор.
к оглавлению предыдущая ::: следующая
Идея: Денис Тучин aka Den. Разработка: Алексей Мамонтов aka Lexa. Эмблема: A.Mack
© JAWAold мотоклуб, 2002-2021