JAWAold мотоклуб
Клуб любителей старинной чешской мототехники
КНИГИ
Михеев - Совков - Дочкал - Каталог запчастей
к оглавлению предыдущая ::: следующая

2. Обслуживание и ремонт передней передачи и сцепления


За ведущей звездочкой не требуется никакого ухода. Она надета на конус левой цапфы коленчатого вала и прижата гайкой с пружинной шайбой. Когда после разборки двигателя звездочку опять надевают, гайку необходимо хорошо затянуть. Если гайка не затянута, то звездочка может провернуться на цапфе коленчатого вала, и поверхность конуса может быть повреждена.
Всякий раз, когда звездочку устанавливают на коническую поверхность левой цапфы коленчатого вала, необходимо обеспечить абсолютную чистоту конической поверхности как на цапфе вала, так и в ступице звездочки. Звездочка надета на цапфу коленчатого вала без шпонки, поэтому удерживается от проворачивания только силой трения. Соединение это вполне надежное при том условии, что обе конические поверхности очищены от грязи и масла. Поэтому перед сборкой следует начисто вымыть цапфу и звездочку в чистом бензине или в ацетоне. Этим их обезжиривают, и можно быть уверенным, что соединение будет надежным и что звездочка не будет проскальзывать на цапфе. В узле - передняя цепная передача и сцепление - ремонтируют только диски и заменяют цепь. Крутящий момент передается непосредственно дисками сцепления. На дисках есть фрикционные накладки, приклеенные по окружности с обеих сторон диска. При включенном сцеплении фрикционные накладки соприкасаются с ровной поверхностью стальных ведомых дисков, и в результате трения дисков передается крутящий момент. Но как и у любых двух взаимно скользящих контактирующих поверхностей, их рабочие поверхности изнашиваются. Фрикционные накладки стираются, их поверхность при длительной эксплуатации затирается до блеска. Суммарная толщина всех дисков в сборе уменьшается, и регулировка сцепления со временем нарушается.
На двигателях старых моделей ведущие диски имели запрессованные пробковые вкладыши. Применение пробки в качестве фрикционного материала было, конечно, невыгодным. Нередко случалось, что какой-нибудь пробковый вкладыш выкрашивался, куски пробки оставались между дисками, и сцепление «вело». Кусочки пробки нежелательны и в масляной ванне передней передачи, которая объединена с картером коробки передач. Необходимо следить, чтобы кусочки пробки не попали в коробку передач. Если возникли подозрения о наличии такой неисправности сцепления, то следует его, как можно быстрее проверить, а масло сменить.
Цепь передней передачи не имеет соединительного звена. Ее невозможно разъединить. Это выполнено потому, что при больших скоростях движения передней цепи и относительно малом радиусе вращения на звездочке соединительное звено было бы ненадежным элементом передачи. Каждая цепь со временем вытягивается. Втулки и пластины цепи имеют подвижное соединение, и от натяжения цепи контактируемые поверхности слегка сминаются. Это небольшое увеличение зазора суммируется по всей длине цепи, и по истечении некоторого времени становится очевидным, что цепь длинна. При работе ее ненагруженная ветвь сильно провисает, увеличение ее длины приводит к неровному ходу цепи, колебаниям и к неравномерной работе сцепления. Но это не означает еще, что цепь передней передачи следует заменять каждый год. Обычно ее заменяют после 15 000- -20 000 км пробега, что составляет среднюю долговечность однорядных цепей. Замена цепи исключает практически вероятность ее обрыва. При очень быстрой езде разрыв цепи может вызвать аварию или по крайней мере повреждение картера двигателя. Двойная цепь на мотоцикле мод. 634 рассчитана на такой срок службы, что практически ее заменять не приходится.
к оглавлению предыдущая ::: следующая
Идея: Денис Тучин aka Den. Разработка: Алексей Мамонтов aka Lexa. Эмблема: A.Mack
© JAWAold мотоклуб, 2002-2021